Хореографической школе Александра Селезнева исполняется 115 лет

Хореографической школе Александра Селезнева исполняется 115 лет

Петербуржец по рождению, Александр Селезнев прочно связал свою судьбу с Казахстаном, встал у основ профессиональной школы классического балета.

Для Казахстана он стал отечественным Мариусом Петипа, создав эффективную систему подготовки хореографических кадров. Более чем за 20 лет руководства алма-атинским хореографическим училищем он воспитал сотни учеников, которые не только выступали на главных подмостках страны, но и развивали хореографическое искусство в регионах, приобщая к искусству танца детей и молодежь.

От станка к станку 

Будущий артист балета и педагог родился в 1906 году. Появившись на свет в семье рабочих, он с ранних лет приобщился к труду, отец видел в ребенке продолжателя рабочей династии – в дореволюционное время хороший токарь или слесарь получал достойный заработок и был в состоянии обеспечивать семью. 

Но верстак и токарный станок не очень интересовали мальчика, его влекло к другом станку – хореографическому. Сегодня никто не знает, как и при каких обстоятельствах юный Саша Селезнев влюбился в балет, но доподлинно известно, что он жил танцем с детства. И с этим родители ничего не могли поделать, а потому, как впоследствии вспоминал народный артист КазССР, поступили мудро – помогли сыну пойти по пути своей мечты. Александр Селезнев записался в частную хореографическую школу Кларка, а затем отправился покорять хореографическое училище. К тому времени он уже был достаточно взрослым, и шансов поступить было немного, но помогла революция. Согласно лозунгу новой власти «Искусство принадлежит народу» при училище было открыто вечернее отделение, чтобы дети рабочих могли приобщаться к прекрасному.

Будущая основоположница теории русского классического балета Агриппина Ваганова, преподававшая в училище, критически относилась к взрослым студентам вечернего отделения, тем не менее Селезнева она выделила среди остальных, сочтя юношу перспективным. Он старался оправдать доверие – занимался до глубокой ночи, наверстывая упущенное время. 

С дипломом в село 

Тем не менее успешно окончившего училище в 1926 году молодого танцовщика в театры Ленинграда и Москвы принимать не торопились, и пришлось ему стать артистом хореографической передвижки и ездить с концертами по провинциальным городам и селам. Позже в беседе со своими учениками Селезнев признавался, что это послужило для него хорошей школой. Посещая разные регионы, он знакомился с танцами народов огромной страны. Отточив мастерство, он постучался в двери Театра имени Кирова. И случилось чудо – молодого человека зачислили в труппу.

Довольно быстро Селезнев вошел в чисто солистов и стал танцевать ведущие партии. Восходящую звезду заметили в Москве и пригласили в Большой театр.

Степь в Большом театре

Еще со студенческих лет Селезнев взял за привычку знакомиться с новыми формами в балете, изучать народный танец, поэтому, когда в мае 1936 года в Москве началась Декада казахской литературы и искусства, он не преминул посетить концерт артистов из новой столицы республики – Алма-Аты. Хореографические выступления проходили на сцене Большого театра. Как впоследствии рассказывал Александр Селезнев, особенно его покорили дети – учащиеся алма-атинской хореографической школы: они не только старательно выполняли нужные движения, но и танцевали с большим удовольствием, их выступление отличалось живостью и грациозностью. На сцене Большого юные артисты создали атмосферу казахской степи, стремительных рек и горных вершин. Это выступление стало для Селезнева одним из самых ярких впечатлений декады. 

Аплодируя детям, Селезнев еще не знал, что через два года эти ребята станут его учениками. К тому времени артист уже преподавал, поэтому взял на вооружение увиденное и записал хореографический текст казахского танца. После концерта Александр Селезнев познакомился с артистами из Казахстана. К слову, в середине 1930-х хореографическая жизнь в Казахстане била ключом – был создан Музыкальный театр, впоследствии преобразованный в Театр оперы и балета, работала хореографическая школа, создавались произведения по мотивам казахского народного эпоса. Однако остро ощущалась нехватка кадров, развивающемуся хореографическому искусству республики нужны были специалисты. И нарком народного просвещения КазАССР Темирбек Жургенов пригласил Селезнева в Алма-Ату. 

Казахстан в его судьбе 

Доподлинно не известно, по какой причине успешный артист Большого театра СССР Александр Селезнев покинул Москву и переехал в Казахстан. Согласно одной из версий, он был репрессирован и отправлен в Алма-Ату на поселение, согласно другой – видя ежедневные аресты «врагов народа», он понимал, что вскоре репрессии доберутся и до него, поэтому решил воспользоваться приглашением Жургенова и уехать из Москвы. 

Так или иначе, в 1937 году Александр Селезнев приехал в Алма-Ату. К тому времени 31-летий артист уже был состоявшимся профессионалом – как солист и как педагог.

Театр оперы и балета (ныне КазНАТОБ имени Абая) заключил с Александром Селезневым договор. Придя в театр, он практически сразу занял положение премьера. За год он воплотил на сцене ведущие партии – Альберта («Жизель»), Зигфрида («Лебединое озеро»), Гирейя («Бахчисарайский фонтан»), Петра I («Медный всадник»), Клода Фролло («Эсмеральда»), Мергенбая («Камбар и Назым»).

В тот период руководил городским балетом хореограф и танцовщик Александр Александров – он возглавлял балетную труппу театра и параллельно вел хореографическую школу, созданную его же усилиями. К слову, именно выступление ее воспитанников Селезнев видел в Большом театре.

«Александров прилагал поистине титанические усилия, работал над спектаклями, преподавал, не спал ночами, было удивительно, как его хватало на все это», – рассказывал ученикам Селезнев.

Однако этот подвижнический труд не уберег Александрова от репрессий. После его ареста место руководителя балетной труппы и директора школы предложили занять Селезневу. Чтобы продолжить дело коллеги и не растерять созданные титаническими усилиями наработки, он согласился. 

Школьная пора

По словам народной артистки КазССР, воспитанницы Александра Селезнева, руководителя балетной труппы Театра имени Абая в 1990–1992 годах Инессы Манской, ее педагога особенно волновало состояние школы. Если в театре уже был создан основной репертуар и процесс вошел в рабочее русло, то в школе ситуация была иной: дети занимались в старом одноэтажном здании в нижней части города и требовалось организовать для них необходимые условия – питание, отопление, проживание. И все эти проблемы легли на плечи Селезнева. 

«Буквально с первых месяцев работы стала видна его одержимость делом, он чувствовал особую ответственность за судьбы детей, стремился сделать все, чтобы они не только осваивали специальность, но и учились быть настоящими людьми», – рассказывала ранее Инесса Манская на встречах с воспитанниками хореографического училища имени А.В. Селезнева.

В пик репрессий в республике, пережившей голод, многие дети остались без родителей, и Селезнев использовал любую возможность зачислить таких ребят в школу – убеждал чиновников, что это талантливые дети, добивался того, чтобы их брали на баланс и обеспечивали питанием и жильем. 

«Ему говорили: «Зачем вы ездите по окраинам и принимаете всех детей подряд, ведь очевидно, что не все наделены талантом?» На что он отвечал: «Может быть, не все из них будут солистами, но они станут педагогами, поедут в регионы, в села и будут приобщать детей к искусству танца», – рассказывал ранее еще один ученик Александра Селезнева, народный артист КазССР, балетмейстер и педагог Заурбек Райбаев. Он также вспоминал, как сам стал учеником Селезнева: – Я жил в знаменитом алма-атинском Доме артистов, в квартале от училища. Однажды дядя Саша, которого мы все знали, поймал меня в сквере, стал о чем-то спрашивать, потом заставил встать, сесть, покрутиться на одной ноге, распахнуть руки, раскланяться, а когда я все это сделал, сказал: «Ну что ж, если постараться, можешь стать танцовщиком. Будешь учиться у меня». «Ну да, – подумал я, – так я тебя и послушался!»

Новое дыхание

После того как Александр Селезнев взял в свои руки дело по обучению хореографических кадров, школа стала активно развиваться. Благодаря усилиям педагога постановлением Совета Народных Комиссаров КазССР № 419 от 3 мая 1938 года «О реорганизации учебных заведений по подготовке кадров искусства» в Алма-Ате был создан хореографический техникум, позже преобразованный в Казахское государственное хореографическое училище.

«Безусловно, школе требовались новые стены, но это только полдела – нужна была система подготовки кадров. И тогда дядя Саша списался с Агриппиной Вагановой – попросил ее прислать программы и методические пособия для обучения хореографических кадров. И Ваганова поддержала Селезнева, выполнила его просьбу», – рассказывал Заурбек Райбаев. 

По словам Инессы Манской, одну из своих основных задач Александр Владимирович видел в том, чтобы через язык классической хореографии раскрыть изящество и красоту казахского танца. Как хореограф он создавал композиции, миниатюры, работал с детьми над каждым движением – все доводил до совершенства. 

Но обучение заключалось не только в этом. По словам учеников, он приобщал детей к чтению, знакомил их с либретто классических балетов, с народным эпосом, чтобы они танцевали осмысленно и росли образованными людьми. «В нем сочетались две ипостаси – строгий, требовательный педагог и любящий родитель – отец большого семейства своих учеников», – отмечала Инесса Манская.

«Он мог сочувствовать, прощать, учить, объяснять одно и то же по многу раз», – говорил Заурбек Райбаев, который считал, что такая доброта свойственна великим людям.
Дядя Саша 

Александр Селезнев ушел из жизни в 1961 году – погиб, спасая ребенка от неминуемого наезда автомобиля, и в этом, как отмечают ученики, в полной мере проявился характер их педагога: за детей он был готов отдать жизнь.

За свою педагогическую карьеру Александр Селезнев воспитал целую плеяду замечательных артистов балета и хореографов. Наряду с упомянутыми Инессой Манской и Заурбеком Райбаевым это народные артисты Казахской ССР Даурен Абиров, Сара Кушербаева, Булат Аюханов и другие прославленные артисты.

Имя Селезнева носит его детище – Алматинское хореографическое училище, где уже не одно поколение воспитанников постигает хореографическую науку по методике Александра Владимировича Селезнева, или просто дяди Саши, как называли его ученики.

Статья опубликована в №101, от 24.08.2021 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Добрый гений казахского балета".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!