Контроль по-новому: порядок подачи и рассмотрения петиций устанавливают в Казахстане

Контроль по-новому: порядок подачи и рассмотрения петиций устанавливают в Казахстане
Источник фото: irsepi.ru

На пленарном заседании Мажилиса Парламента РК депутаты в первом чтении одобрили проект закона «Об общественном контроле» и пакет сопутствующих поправок, которыми регулируются вопросы подачи петиций в Казахстане.

Министр информации и общественного развития РК Дархан Кыдырали разъяснил порядок подачи петиции, прописанный в законопроекте «Об общественном контроле».

– Законопроект также включает поправки по регламентации института петиций, а также по совершенствованию законодательства в области доступа к информации. Во-первых, в законодательстве дается понятие петиции (петиция – коллективное уведомление, отклик или предложение, направленное в государственный орган, местный представительный и исполнительный орган в электронном формате и рассматриваемое в порядке, установленном главой 12-1 АППК РК). Во-вторых, Административным процедурно-процессуальным кодексом закреплен порядок подачи и рассмотрения петиций. В-третьих, петиция может быть подана гражданами Республики Казахстан через специальный интернет-портал. В-четвертых, уполномоченный орган определяет соответствие петиции условиям, установленным законом, до того, как она станет публичной, – объяснил Дархан Кыдырали.

По его словам, в течение 20 рабочих дней со дня подачи петиции к ней должны присоединиться не менее 150 граждан страны. Такая практика применяется в ряде стран, где создан институт петиций (США, Узбекистан и др.).

Для обязательного рассмотрения петиции существуют пороговые значения голосов, которые ее поддерживают:

– районный уровень (акиматы) с населением более 50 тыс. человек – 2,5 тыс. голосов, для остальных – не менее 5% от численности населения;
– районный уровень (маслихаты) – 5 тыс. голосов, если население превышает 50 тыс., для остальных – не менее 10% от численности населения;
– областной уровень (акиматы) – 1% голосов жителей соответствующей административно-территориальной единицы;
– областной уровень (маслихаты) – не менее 2% населения соответствующей административно-территориальной единицы;
– республиканский уровень (правительство) – не менее 50 тысяч голосов.
– В ходе рассмотрения петиции государственный орган, созвав и уведомив автора петиции, организует публичное обсуждение проекта решения государственного органа и создает отдельную комиссию или рабочую группу. Такие меры позволят повысить общественный статус и значимость петиций. Решение по петиции принимает только первый руководитель государственного органа, – отметил министр.

Кроме того, предлагается внести изменения в Закон «О местном государственном управлении и самоуправлении» для участия в сборе подписей в период продвижения петиции, проведения мониторинга рассмотрения петиций государственными органами, информирования избирателей своего округа по рассмотрению петиций и предоставления других полномочий.

Статья опубликована в  №145, от 08.12.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Контроль по-новому".

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!