Музыкальный феномен группы «Туран»

Музыкальный феномен группы «Туран»

Ансамбль своими композициями объединяет тюркские народы.

Недавно этно-фольклорная группа «Туран» вернулась из Азербайджана, где выступала на фестивале Milli Yalaq. Мы встретились с ее солистом Бауыржаном Бекмуханбетом, который рассказал, как они попали в Азербайджан, вспомнил, как участники группы осваивали казахские национальные инструменты, и рассказал, как создают концертные костюмы для выступления.

Ансамбль «Туран», в произведениях которого звучат фольклорные мотивы, горловое пение и национальные инструменты, существует уже на протяжении 15 лет. Музыканты объездили за это время порядка 70 стран. Их ансамбль по-настоящему ценится в тюркском мире.

– Вы на днях вернулись с фестиваля Milli Yalaq, который проходил в Азербайджане, расскажите, кто вас туда пригласил и впервые ли вы там участвовали? Как вообще прошло выступление, как встретила публика?

– На фестиваль Milli Yalaq нас пригласило азербайджанское министерство культуры. Они вышли на нас, и мы решили принять приглашение. Данный фестиваль объединяет братские тюркоязычные народы. В Азербайджане нас очень тепло приняли, на каждом шагу с нами желали сделать фотографии. Там мы дали один концерт, потому что второй, увы, не состоялся из-за погодных условий.

– На страничке в социальной сети вы писали, что в Азербайджане встретились со своим другом Буниямином Аксунгуром, который сказал, что появление вашей группы – это феномен в музыкальном мире. Можно подробнее об этом?

– Это известный турецкий художник, композитор, педагог и наш уважаемый друг. Он подарил свой диск и сказал: «Может быть, вы не знаете об этом, но я вам скажу, вы действительно делаете многое. Даже если подача музыки и современная, но благодаря ей многие объединяются».

Многие, по словам Буниямина, через творчество «Туран» осознают, что тюркские народы едины и что дружба народов должна существовать. Он даже всплакнул. Мы тоже подарили ему свои диски. Другие музыканты также выразили нам благодарность, как Буниямин. Это вдохновляет нас, и мы не останавливаемся на достигнутом.

– Как вы овладели игрой на древних казахских национальных инструментах? Если домбре и кобызу еще обучают в музыкальных школах, то игре на других инструментах – нет.

– В ансамбле четыре домбриста и один кобызист. Когда мы работали в 2000-х годах в другом коллективе, нам давали древние национальные инструменты и говорили: «Творите!». Мы узнавали что-то новое, вдохновлялись этим. Когда после этого работали еще в одном ансамбле, мы сыграли на концерте-лекции на этих инструментах песню «Қазақ елі», и публика это очень хорошо восприняла. Мы начали дальше развиваться в данном направлении. Факультативно стали изучать другие древние национальные инструменты: шанкобыз, ударные, духовые. Каждый из нас играет на пяти-шести инструментах. Мы пробовали, как звучит один в совокупности с другим, исследовали их звучание и добавляли еще малоизвестные национальные инструменты. Узнавали методом проб и ошибок, должен ли быть этот инструмент в композиции.

– Как вы разрабатываете костюмы? Вы ведь играете не в классических костюмах, а в национальной одежде с изюминкой.

– В первые годы создания ансамбля «Туран» мы думали над тем, как быть с костюмами. Вообще значение слова «туран» – это место проживания кочевых иранских племен, и мы решили выступать в воинственных охотничьих костюмах. Мы смотрели разные книги про одеяния сакского, гуннского периодов. Остановились на одном дизайне, нашли дизайнера Елену Аушахметову и обратились к ней. Она сшила нам первые костюмы «Шкура волка», а следующие наши костюмы более легкие, современные.

– За какое время маленький ребенок может освоить игру на тех же кобызе, домбре?

– Каждый ребенок индивидуален. Подход ко всем нужен разный, тут многое зависит от техники, подачи информации и, естественно, от таланта и трудолюбия. Требуется всего один процент таланта, но трудолюбия нужно 99 процентов. Если родители выполняют домашнюю работу вместе с ребенком, уделяют время обучению, то он будет хорошо развиваться. Надо всегда двигаться вперед, но для этого при изучении инструмента нужно выполнять каждое домашнее задание. Я думаю, нужно структурировать занятия, и они обязательно дадут свои плоды!

Статья опубликована в  №89, от 04.08.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Музыкальный феномен.

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!