Нурдаулет Акыш: Детский писатель – больше чем творец

Источник фото: Vecher.kz
Источник фото: Vecher.kz

Работа по популяризации чтения среди подрастающего поколения в Алматы приобрела особый размах.

Формирование образованного, конкурентоспособного поколения – один из основных приоритетов государственной политики Казахстана. Не случайно 2021 год был объявлен Годом поддержки детского и юношеского чтения, передает корреспондент Vecher.kz.

Большинству из нас знакома эта емкая фраза «Все мы родом из детства». Многие наши достоинства, как и недостатки, берут начало именно в юном возрасте. Более того, от образования и духовного развития детей и подростков напрямую зависят дальнейшее развитие и перспективы нашей страны. Потому важность чтения книг среди юных казахстанцев  была отмечена на самом высоком уровне, когда Глава государства Касым-Жомарт Токаев на IV заседании Национального совета общественного доверия призвал всех жителей страны воспитывать новое поколение читателей.

И не только словом, но и личным примером вдохновляет Президент будущих книголюбов. Ровно год назад Касым-Жомарт Токаев в числе первых поддержал запущенный в соцсетях челлендж «Какие книги вы сейчас читаете?», опубликовав на своей странице в Instagram список произведений, прочитанных им во время карантина. Глава государства передал эстафету всем казахстанцам, особенно молодежи, порекомендовав прочитать указанную в посте литературу.

Мероприятия, проводимые в рамках Года поддержки детского и юношеского чтения, охватили все регионы республики, но в Алматы они приобрели соответствующий статусу образовательного и культурного центра страны размах. В целях популяризации чтения книг среди детей и подростков был кардинально пересмотрен статус библиотек.

В соответствии с поручением акима Алматы Бакытжана Сагинтаева в мегаполисе проводится модернизация объектов Централизованной библиотечной системы, состоящей из 25 филиалов. Время пустых и пыльных книгохранилищ кануло в Лету, отныне эти уютные креативные пространства служат не только для чтения, но и для отдыха и игр. Результат не заставил себя долго ждать, количество юных читателей после модернизации выросло на 25%, а где-то и на 50%. 

Сколько бы ни жаловались взрослые на то, что нынешнее поколение не читает, цифры говорят об обратном: продажи детских книг в последние годы стабильно растут. Другой вопрос, какими стали сегодня книжки для детей и о чем в них пишут – несложно заметить, что они отличаются от тех, на которых росли советские школьники.

Корреспондент Vecher.kz решил выяснить тренды и тенденции в данном сегменте и обратилcя к председателю совета по детской литературе при Правлении Союза писателей Казахстана, главному научному сотруднику Института литературы и искусства имени Мухтара Ауэзова Нурдаулету Акыш.

– Чем сегодня живет современная детская литература в Казахстане? Бытует мнение о ее невостребованности.

Многие ошибочно полагают, что новейшая казахская детская литература в XXI веке переживает стагнацию и застой. Масштаб упреков  возрастает от того, что мало пишут вплоть до несоответствия стандартам качества и требованиям времени.

Как и всё в этом мире, литература развивается, преобразуется, становится другой, просто другой – не лучше и не хуже той, которая была ранее. Так, в настоящее время, наряду с общепринятыми и признанными жанрами появляются новые. Проблемы прошлых лет заменяются более «свежими», актуальными на данный момент.

В действительности же отечественная детская литература пополняется новыми произведениями ежегодно, а не «замораживается». Не могу не согласиться с претензиями относительно снижения уровня художественного качества современного продукта, оно заметно уступает в сравнении с детскими книгами советского периода. Но этому есть справедливое и логичное объяснение. Давайте вспомним те времена, когда худсоветы действовали при каждой редакции в любом книжном издательстве, на которых досконально обсуждалось каждое произведение. Иными словами, проходил строгий и одновременно справедливый отбор. Авторам и редакторам указывали на обнаруженные в рукописи художественно-эстетические недостатки.

В наше время институт художественных советов исчез почти во всех издательствах, что не замедлило отразиться на качестве детской литературы. Несмотря на это, иногда все же появляются заслуживающие читательского внимания добротные и высококачественные  произведения. Просто порой мы их не замечаем в океане книжных новинок. И еще очень слабая реклама художественной литературы на казахском языке. Пропаганда тоже не блещет. В итоге зачастую достойная продукция остается в стороне, так и не дойдя до своего читателя. Тем не менее при всей сложившейся картине нельзя утверждать о том, что у казахских авторов мало хороших и интересных произведений.

–  Перечислите, пожалуйста!

Среди детских художественных прозаических книг этого периода можно выделить следующие: «Молодой беркут» Турасына Жексенбая, «Сладкое яблоко» Шакена Кумисбайулы, «Путешествие по небу» Бекена Ыбырайыма, «Дружеское внимание» Байботы Кошым-Ногая, «Царство ангелов» Арасанбая Естена, «День ловли окуня» Толымбека Абдрайыма и других. Среди поэтических «Зайчонок в очках» Оралбая Байбакова, «Мы дети шумные» Султана Кали, «Весений ветерок» Кумека Ыбырайулы, «Мы говорим на разных языках» Баянгали Алимжанова и др.

Вы упомянули о новых жанрах в развитии детской отечественной литературы

Появились такие новые форматы и направления в казахской детской литературе как прозаические фэнтези, повесть-буриме, сказкотерапия. Возможно, эти термины для других стран и народов уже привычны, но для нас это можно считать новшеством. Их пока не так много, но, несмотря на это, отдельные писатели и поэты ищут новые форматы выражения.

Наряду с этим активно развивается и детский письменный фольклор, куда входят скороговорки, считалки, загадки и тому подобные жанровые разновидности. Язык скороговорки тренирует детей правильно говорить, а считалка направлена на развитие счетной способности и памяти ребенка. У казахов также хорошо развит жанр загадок. Многовековая философская мудрость казахского народа блестяще облечена в пословицы и поговорки.

Отмечу, что произведения новейшей детской литературы - это кладезь важнейшей разнообразной информации, которую нужно уметь раскрыть, разглядеть, прочесть между строк. Таким образом, современная детская литература толкает нас самих искать мораль, скрытый смысл, что ведёт к развитию целого ряда навыков и компетенций юной личности.

Среди трудящихся на данном поприще авторов особо отличаются  такие мастера пера и слова, как Серикбай Оспанулы, Ертай Ашыкбай, Багдат Айтмухаева, Сабырбек Олжабай, Алибек Файзуллаулы, Айса Хамзин, Дуюсен Маглумов, Кеңес Оразбек, Толыбай Абылаев, Райхан Маженова, Нурлан Калка, Алмат Исадил и другие.

Произведения этих писателей и поэтов дарят нам глубокое понимание богатого на эмоции и переживания мироощущения ребенка, острое восприятие действительности и целую гамму чувств, утрачиваемых с возрастом. Неудивительно, что книги этих авторов интересны не только детям, но и их родителям, совершающим путешествие во времена детства, отрочества и юности, сопереживая главным героям.

–  Детский писатель – больше чем творец. Трудно ли быть детским писателем в наши дни?

Да, детский писатель это больше чем писатель. Это люди особого склада, это призвание. Но, к сожалению, в наше время все еще встречаются отдельные чиновники, считающие детскую литературу и не литературой вовсе, а чем-то второстепенным  в классификации литературных направлений. И поэтому детских писателей так редко награждают государственными наградами. Последнюю госпремию детский писатель получил в далеком 1984 году. Это был поэт Музафар Алимбаев. Совет по детской литературе при правлении Союза писателей в этом году выдвигает Шакена Кумисбайулы на Президентскую стипендию. Мы очень надеемся, что наш кандидат окажется в заветном списке лауреатов.

Отрадно, что армия детских литераторов пополняется новыми именами молодых и талантливых дарований. Это Мейрамкуль Жанбырбаева, Бейбут Сарыбай, Серикбол Хасан, Куат Адис, Алибек Байбол, Елдос Токтарбай, Меиржан Жылкыбай, Ернур Сейдахмет, Гульжан Аманкелди, Есболат Айдабосын, Нурлан Қумар, Айдарбек Байділда, Марат Қулибайулы, Нурсила Оспанова, Кокбури Мүбарак.

– Как организован процесс внутренней коммуникации, проходят ли сборы и форумы детских писателей? Какие задачи предстоит решить для развития детской литературы Казахстана?

В 2018 году по инициативе Республиканской академической библиотеки был организован международный форум детской книги. Далее запланированное мероприятие  пришлось отменить  из-за пандемии коронавируса.  В целом, для того, чтобы организовать такие мероприятия, нужны круглые суммы.

Совет детской литературы при правлении Союза писателей Казахстана работает на общественных началах. Обсуждаются новые произведения,  художественные тенденции, связь с читателями, прием в ряды Союза новых членов. Наши предложения в свою очередь обсуждаются в секретариате Союза писателей и уже там принимается окончательное решение.

Кроме нашего совета в некоторых местах создаются другие аналогичные организации. Например, недавно начал работу Совет по поддержке чтения детских книг при Республиканской академической библиотеке под руководством талантливого писателя Ербола Бейилхани.

Казахским литературоведам предстоит решить ряд масштабных задач для комплексного и всестороннего развития детской литературы.  Но начать надо с самого главного – научно обосновать и систематизировать творческие биографии наиболее выдающихся казахских детских писателей. Ранее  фундаментальных исследований в казахском литературоведении не проводилось, несмотря на их важную практическую значимость.

–  Благодарю за беседу!

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится 0
Не нравится 0
Смешно 0
Возмутительно 0
×
$ 443.85  474.3  4.8
Алматы 17.3°