Алматы – город с поразительным природным потенциалом, богатой культурой и историей. Но несмотря на это, он до сих пор не стал туристическим центром, сравнимым с Тбилиси, Стамбулом или Дубаем. Что мешает и что нужно сделать, чтобы Алматы стал точкой притяжения не только для казахстанцев, но и для всех жителей Центральной Азии и в целом для иностранцев со всего мира? Своим мнением об этом делятся с Vecher.kz горожане и туристы.
Как отметила активная путешественница Юлия Кон, одной из главных проблем, тормозящих развитие туризма в Алматы, остается недоступность. И речь, по её словам, не столько о географической или транспортной доступности, а о ценовой.
– Чтобы Алматы, а в перспективе и весь Казахстан, действительно стали центром притяжения туризма, необходимо решить ряд ключевых проблем. Прежде всего – это вопрос доступности. Важно, чтобы отдых в Алматы и его окрестностях был по карману не только обеспеченным людям, но и гражданам со средним достатком, – подчеркнула Юлия Кон.
Говоря об этом, она отметила, что без государственной политики и регулирования цен говорить о массовом внутреннем туризме пока рано. По её мнению, стоимость отдыха внутри страны нередко превышает затраты на поездку за границу, а это – путь к оттоку туристов, а не к их привлечению.
По мнению индивидуального предпринимателя и активной горожанки Гульжамал Раисовой, для того, чтобы Алматы стал по‑настоящему туристическим городом, в первую очередь нужно обратить внимание на сервис – и не только в отелях.
– Навскидку сразу могу сказать: туристов привлекает классный сервис, а с этим у нас большие проблемы. Причем сервис важен не только там, где турист временно живет, а с самого момента въезда в страну. Пока мы не поймем, что туризм – это огромный денежный поток в нашу, а не в собственный карман, мало что изменится, – подчеркнула она.
На её взгляд, только через осознание общей выгоды и вовлечённость всех уровней общества можно добиться значимых изменений в туризме.
На необходимость комплексного подхода обратила внимание алматинка Ольга Шаповалова. На её взгляд, не хватает как физической, так и цифровой инфраструктуры, а также культуры гостеприимства.
– Нужно улучшить инфраструктуру, повысить культуру обслуживания, обеспечить безопасность туристов, разработать мобильные версии и приложения туристических маршрутов, обеспечить интернет‑связью места отдыха и сделать гастросферу доступной и разнообразной, – перечислила она.
По её словам, современный турист требует не только живописных видов, но и удобства, информационной доступности и комфортной среды.
Алматы обладает всем, чтобы стать сердцем туризма Центральной Азии: горами, историей, мультикультурной атмосферой и особым шармом.
По итогам 2024 года Алматы посетили около 2,34 млн туристов, что на 14,8 % больше, чем в 2023. Из них более 680 тыс. – иностранцы. Объем туристических услуг составил 96,3 млрд тенге, налоговые поступления – 90,7 млрд тенге.
За первый квартал 2025 года Алматы посетили 496 944 человека, прирост составил почти 5 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Среди них – 145 058 иностранных туристов.
Эти цифры подтверждают: интерес к Алматы как туристическому центру растет. Но как резюмировали участницы блиц-опроса, важно, чтобы этот рост сопровождался улучшением доступности, сервиса и инфраструктуры.
Для этого нужны системные перемены – от разумного государственного регулирования до решения проблем с ценами, отношения к туристу, цифровизации и так далее. Только в таком случае потенциал Алматы будет максимально раскрыт.
Как точно подметила Юлия Кон, «туризм – это не про красивые буклеты и фотки в соцсетях, это – про доступность, заботу о людях и стратегическое мышление».
Ранее в Алматы прошел VII Международный этно-эко-экскурсионно-спортивный турнир «Жас турист».