Об эффективности цифровых проектов

Интервью с председателем Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан Сабитом Нурлыбай.

– Сабит Нурлыбаевич, вы возглавили Комитет Генпрокуратуры в самый разгар очередной правовой реформы, когда правоохранительные органы готовились к переходу на трехзвенную модель. Расскажите, в чем ее суть, какова роль вашего ведомства в этом процессе? И, самое главное, что новая модель дает простым людям?

– В своем Послании народу Казахстана «Казахстан в новой реальности: время действий» Президент поручил внедрить в Казахстане трехзвенную модель с четким разделением полномочий.

Эта модель применяется практически во всех развитых странах. При таком подходе за уголовный процесс отвечают три звена: полиция, прокуратура и суд. Полномочия между этими структурами четко разграничены.

Полиция выявляет преступления, устанавливает причастных лиц, собирает улики. Прокурор дает независимую оценку собранным доказательствам, пресекает нарушения прав граждан, поддерживает обвинение в суде. Суд еще на стадии следствия контролирует соблюдение прав человека, в том числе прокурором, а по результатам рассмотрения выносит окончательный вердикт.

Переход к трехзвенной модели требует серьезной трансформации деятельности органов, осуществляющих досудебное расследование.

Это не только изменения законодательства, требуется и изменение подходов к досудебному расследованию и навыков как самих прокуроров, так и следователей в организационном плане.

В этой связи Генеральной прокуратурой, совместно со всеми органами досудебного расследования, был начат так называемый «мягкий», поэтапный переход к полноценной трехзвенной модели уголовного процесса.

В соответствии с поручением Главы государства, на начальном этапе было введено согласование прокурором ключевых процессуальных решений, принимаемых органами досудебного расследования, которые затрагивают конституционные права лиц, вовлеченных в орбиту уголовного преследования.

В целях усиления защиты прав граждан в уголовном процессе были внесены соответствующие изменения в законодательство.
Помимо этого требовалось в кратчайшие сроки реализовать технические изменения в информационной системе Единый реестр досудебных расследований (ЕРДР), оператором которой является Комитет.

Комитет с данной задачей справился и с 31 декабря 2020 года, в день вступления в законную силу законодательных поправок в Уголовно-процессуальный кодекс, все органы следствия и прокуратуры страны перешли на электронное согласование ключевых решений по уголовному делу.

Теперь решения о признании подозреваемым, определении квалификации деяния подозреваемого, квалификации уголовного правонарушения, прерывании сроков досудебного расследования, прекращении, а также обвинительный акт будут считаться незаконными без согласования прокурором. Эти изменения позволяют защитить конституционные права граждан и в целом обеспечить объективность расследования.

Хочу отметить, что согласование ключевых решений это – только первый этап. В последующем ключевые процессуальные решения в ходе расследования будут приниматься уже не следователями органов досудебного расследования, а прокурорами. Процедура согласования тогда будет исключена. Названные полномочия заложены в Национальный план развития Республики Казахстан до 2025 года.

– В чем преимущества электронного согласования ключевых процессуальных решений?

– Учитывая необходимость оперативного взаимодействия прокурора с органом досудебного расследования и исключение бюрократических проволочек, изначально была поставлена задача по обеспечению взаимодействия в электронном формате на основе ЕРДР.

Во-первых, это экономия времени следователей. Не нужно ездить с делом к прокурору, ходить по кабинетам, ждать, когда прокурор согласует решение. Законодательными нормами четко определены сроки согласования ключевых решений прокурором.

Во-вторых, электронное согласование позволяет прокурору в режиме онлайн контролировать ход расследования уголовных дел.
Прокурор, который должен следить за законностью, включается в процесс не перед поступлением дела к нему, а с самого начала участвует в его расследовании.

В свою очередь Комитет дистанционно осуществляет надзор за достоверностью правовой статистики и обеспечивает объективной правовой информацией уполномоченные государственные органы, а также участников уголовного процесса.

– Какие принимаются меры по защите прав граждан в уголовном процессе со стороны Комитета?

– Достоверность правовой статистики осуществляется путем контроля за полнотой и своевременностью наполнения сведений ЕРДР.

В ЕРДР отражаются не просто сведения, а принятые процессуальные решения. И от того, насколько правильно и своевременно они будут приняты, зависят интересы людей, соприкасающихся с уголовным процессом.

Нами реализован функционал СМС-оповещений о принятых решениях органами следствия по результатам заявлений граждан. К примеру, если полиция принимает решения об оставлении заявления гражданина без рассмотрения, то ему приходит соответствующее СМС-уведомление и он, если считает данное решение незаконным, может сразу обратиться с жалобой к надзирающему прокурору.

На портале Информационный сервис (Qamqor.gov.kz) Комитета реализована возможность подать заявление в полицию в режиме онлайн, не выходя из дома.

Выявление фактов нарушений конституционных прав граждан в уголовном процессе, а также выявление укрытых от учета преступлений – это приоритетные задачи, которые Комитет ставит перед собой.

– На совещании по вопросам деятельности органов прокуратуры 15 февраля 2021 года Главой государства поручено продолжить работу по внедрению передовых цифровых технологий с использованием потенциала Комитета по правовой статистике и специальным учетам. В чем заключается потенциал Комитета?

– Потенциал Комитета заключается в том, что мы являемся держателями множества информационных ресурсов, т.е. владельцами больших данных, как сейчас говорят, Big Data.

Главой Государства положительно отмечена проводимая работа по цифровизации правоохранительной системы и дан ряд поручений.

На сегодняшний день мы ведем учеты по обращениям граждан, судебных решений, по уголовным, административным и гражданским делам. Всего 23 формы отчетов и 24 вида специальных учетов.

В рамках программы «Цифровой Казахстан» реализуем проекты: «Электронное уголовное дело» (е-УД), «Единый реестр административных правонарушений» (ЕРАП), «Единый реестр субъектов и объектов проверок» (ЕРСОП) и совместно с МЦРИАП проект «Е-Обращение».

Необходимо отметить, что положительным эффектом внедрения этих проектов стало повышение эффективности правоохранительной деятельности.

Цифровыми проектами обеспечен максимальный охват правоохранительной деятельности в административной и уголовной сферах, в отношениях контрольно-надзорных органов и субъектов бизнеса.

Функционал е-УД позволяет расследовать и рассматривать дела в суде полностью в электронном формате. Сегодня 2/3 всех уголовных дел расследуются в электронном формате.

Сам проект обеспечивает прозрачность судопроизводства, уменьшение рисков фальсификации материалов и сокращение сроков расследования.

Кроме того, в прошлом году совместно с Министерством юстиции на базе органов полиции и коллегии адвокатов запущен пилотный проект «Автоматизация процессов назначения адвоката в качестве защитника, расчета и оплаты гарантированной государством юридической помощи (ГГЮП)».

Положительная сторона пилота – это обеспечение оперативности назначения, распределения дел между адвокатами и незамедлительность оплаты труда адвокатов, соответственно, их независимость от органов управления коллегии.

С момента запуска пилота в электронном формате в коллегию адвокатов направлено более 700 ходатайств о назначении защитников.

Реализован механизм дистанционного рассмотрения судами ходатайств о санкционировании содержания лиц под стражей.
Это позволяет исключить риски побега преступников, сэкономить бюджетные средства и кадровые ресурсы на конвоирование и оптимизировать процессуальное время.

Правоохранительная деятельность – это и пресечение административных правонарушений, их профилактика, обеспечение безопасности на дорогах. Полицейские осуществляют розыск не только преступников, но и без вести пропавших лиц, утративших связь с родственниками и другое.

Эта деятельность также сопровождается информационными технологиями Комитета. 

Также Комитет администрирует единый шлюз, посредством которого вся правовая информация в оперативном режиме предоставляется правоохранительным органам для использования в их повседневной работе.

Потенциал значителен, и он постоянно расширяется, в том числе в рамках реализации госпрограммы «Цифровой Казахстан», и не только для правоохранительной системы, но и для простых граждан.

Например, все мы знаем, что с февраля текущего года водителям не надо иметь при себе водительское удостоверение и техпаспорт на автомашину. Несомненно, это плюс для гражданина. Данное положение законодательства обеспечивается именно технологиями Комитета. Сотрудник дорожной полиции получает эти сведения на планшет из ЕРАП.

Имеются положительные отзывы и о возможности оплатить штрафы через мобильные приложения банков со смартфона. Однако это было бы невозможно, если бы Комитет не интегрировал наши данные с банковскими системами. Сейчас мы интегрировались с 19 банками и Казпочтой, и постоянно занимаемся наращиванием объема взаимодействия.

– В период пандемии, второй год действует президентский мораторий на проверки предпринимательской деятельности. Вы уже упоминали о системе защиты бизнеса, которую вы выстроили на своей платформе. Как это работает?

– Учет и регистрацию проверок Комитет ведет с 2000 года. С 2003 года необоснованные проверки, в том числе в отношении бизнеса пресекаются еще на стадии регистрации.

С 2015 года Комитет стал координатором всех проверок. Сейчас ни одна проверка контролирующего органа не проводится без учета в Комитете.

Весь процесс оцифрован, что позволяет своевременно выявлять незаконные проверки на стадии назначения. Для самих предпринимателей создали мобильное приложение «Камкор», где они могут получать информацию о проводимых проверках, сразу же получить разъяснение по возникающим вопросам, а также пожаловаться на проверяющих.

- С июля этого года вводится в действие Административный процедурно-процессуальный кодекс. Ожидается, что новое законодательство изменит действующий порядок рассмотрения обращений граждан и усилит ответственность госорганов. Как нововведения отразятся на деятельности Комитета?

– Во-первых, Комитет, как и другие госорганы является субъектом, рассматривающим обращения и оказывающим государственные услуги, поэтому требования Кодекса в полном объеме распространяются и на работу Комитета.

В то же время Комитет определяет и утверждает порядок регистрации и учета обращений граждан в государственных органах, органах местного самоуправления и юридических лицах со 100% участием государства.

Без строгой регламентации данных вопросов существуют риски нарушения прав граждан и юридических лиц. Могут допускаться факты не регистрации обращений в государственных органах, нарушения сроков рассмотрения. Государственные органы не будут иметь актуальную аналитическую информацию по обращениям, что чревато такими последствиями как принятие неправильных управленческих решений.

Поэтому нами разработаны соответствующие правила, которые в скором времени будут подписаны.

Вторая задача, которую ставит перед нами Кодекс – определение порядка ведения системы «Электронные обращения». Здесь отмечу, что внедрение системы напрямую связано с практической реализацией Концепции «Слышащее государство», обозначенной Главой Государства.

В связи с этим во всех государственных органах внедряется единая система по работе с обращениями, отвечающая требованиям нового кодекса. Благодаря этой системе планируется упростить процедуры подачи и рассмотрения обращений.

Внедрение мы проводим совместно с МЦИРАП. К системе уже подключены все государственные органы.

Статья опубликована в №59, от 18.05.2021 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Об эффективности цифровых проектов".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится 0
Не нравится 0
Смешно 0
Возмутительно 0
×
$ 444.22  476.38  4.82
Алматы 10°