Ожившие фрески: КазНТОБ им. Абая завершил сезон премьерой восстановленного балета Тимура Мынбаева

Ожившие фрески: КазНТОБ им. Абая завершил сезон премьерой восстановленного балета Тимура Мынбаева
Фото: Кайрат Конуспаев

Поставленный народным артистом Казахской ССР Заурбеком Райбаевым балет «Фрески» входит в число самых ярких произведений отечественного хореографического искусства.

Впервые представленный в Ленинграде 9 июля 1981 года на сцене Малого театра оперы и балета он стал событием в творческой жизни Союза. Необычным драматургическим, сценографическим и хореографическим языком балет рассказал о вечных человеческих темах – любви, долге, преданности родным корням.

В основу сюжета легла «Глиня­ная книга» Олжаса Сулейменова. В ней повествуется о скифах, населявших территорию современного Казахстана в IV–VI веках. Это был период тектонических сдвигов в геополитике. Скифы вступали в противоборство с племенами Ближнего Востока. Это было жесткое противостояние, и в горниле сражений человеку нужно было отстоять себя и свою самоидентификацию, не поддаться на соблазны, которые сулила жизнь на чужбине.

Как ранее рассказывал нам народный писатель, Герой Труда Казахстана Олжас Сулейменов, в 1970-х он проводил много времени в архивах – исследовал жизнь древних тюрков, изучал литературные памятники далеких эпох. Погружаясь в них, он все больше убеждался, что события древности зеркально отражают современность: прошли века, но устремления человека остались прежними.

Мысль поэта подхватили композитор Тимур Мынбаев, хореограф Заурбек Райбаев и художник Евгений Сидоркин, выступивший сценографом.

В своем творческом замысле они объединили классику, авангард и казахскую народную традицию. Так, партитура композитора представляет собой синтез передовых музыкальных идей второй половины XX века, джаз и наследие акынов. Слиянием традиций прошлого и настоящего стала и хореография Заурбека Райбаева. К слову, казахстанский хореограф всегда воспринимал все новое, что появлялось в мире балетного искусства, в частности модерн, идеи Юрия Григоровича, которые фактически переосмысливали классическую хореографию. В 1970-х, пойдя по стопам Григоровича, Райбаев поставил балет «Спартак», и «Фрески» стали продолжением его творческих экспериментов.

Руководитель балетной труппы КазНТОБ народная артистка РК Гульжан Туткибаева, которая занималась восстановлением балета «Фрески», назвала хореографию Райбаева настоящим творческим откровением.

– В ту пору у зрителей уже сложился стереотип национальных танцев с традиционным набором узнаваемых движений. Но Заур Галиевич предложил осовремененные вариации с движениями на пуантах. Он фактически рассказал историю о скифах новым, свежим ритмическим языком. Тогда еще не было такого понятия, как неоказахская хореография, но фактически Заурбек Райбаев был одним из тех мастеров, кто стоял у ее истоков, – поделилась на предпремьерной пресс-конференции хореограф.

«Фрески» – это многосложный, многонаселенный балет с обилием массовых сцен, отметила Гульжан Туткибаева. Вместе с тем в постановке все органично, в ней присутствуют легкость, изящество и романтизм.

Музыку и хореографию дополняет сценография Евгения Сидоркина. Много и плодотворно работавший как художник-иллюстратор, он словно проиллюстрировал балет, подчеркнул эпичность, монументальность произведения.

Как отметила руководитель балетной труппы, перед творческим коллективом стояла задача детально и скрупулезно восстановить хореографию и сценографию балета. Это было несложно, так как «Фрески» сошли с репертуара относительно недавно, в 2008 году, и некоторые нынешние солисты успели поучаствовать в «том» балете. Вместе с тем декорации частично пришли в негодность и нуждались в восстановлении. Также необходимо было найти дополнительные решения, которые связали бы все девять хореографических фресок.

Вместе с Гульжан Туткибаевой над восстановлением балета работали главный дирижер театра Ерболат Ахмедьяров и постоянный партнер театра – сценограф, народный художник РФ Вячеслав Окунев.

– Перед восстановлением спектакля мы все изучили, просмотрели на складах, сохранились ли декорации. Они были в плохом состоянии, но восстановить их было можно. Поэтому что-то реставрировали, а то, что пришло в негодность, реконструировали. Теперь декорации Евгения Сидоркина выглядят как новые, – рассказала Гульжан Туткибаева.

Вместе с тем она отметила, что Вячеслав Окунев предложил оригинальное световое решение. С одной стороны, оно подчеркнуло работы Евгения Сидоркина, с другой – придало новизну постановке.

– Вячеслав Окунев придумал световое оформление, которое можно рассматривать как самостоятельную сценографию. Поскольку в спектакле есть много эпизодов заклинаний, сакральный круг шаманов, каменные бабы, без основательной работы со светом в них не обойтись, – продолжила она.

В 1980-х первыми исполнителями главных партий стали Рамазан Бапов, Майра Кадырова, Дюсенбек Накипов и Людмила Ли. В нынешней, возрожденной постановке в главных партиях танцевали Азамат Аскаров, Малика Елчибаева, Жанель Тукеева и Архат Аширбек.

На пресс-конференции солисты признались, что работа была непростой, но вместе с тем очень интересной.

– Работать было непривычно, непросто. Для нас главное – вслушаться в акценты и на них ориентироваться в танце. Просчитать музыку тяжело, счет постоянно меняется. Но мы постарались услышать и передать в танцевальных образах ритм и мощность звучания, – поделилась исполнительница партии Шамхат Жанель Тукеева.

Восстановленный спектакль посвящен 90-летию со дня рождения солиста балета, педагога, хореографа, народного артиста Казахской ССР Заурбека Райбаева.

Как подчеркнула Гульжан Туткибаева, постановка стала одним из символов преемственности поколений в отечественной хореографии.

Статья опубликована в  №76, от 02.07.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Ожившие фрески".

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!