Он является автором более 500 произведений, сообщает Vecher.kz.
100 лет исполнилось со дня рождения народного артиста СССР и Казахстана, лауреата Государственной премии Казахстана, члена Союза кинематографистов СССР и Казахстана, кавалера ордена «Халық Қаhарманы», участника Великой Отечественной войны, композитора, дирижера и домбриста Нургисы Тлендиева.
Он родился в селе Шили/Чили-Кемир Илийского района (по другим сведениям, в Узун-Агаше). Учился в Алма-Атинской консерватории (оркестровый и дирижерский факультеты), с третьего курса перевелся в Московскую консерваторию (дирижирование).
Стажировку проходил в Большом театре, и на выпускном экзамене дирижировал оркестром, исполняющим Шестую симфонию Чайковского. Являясь знатоком народной музыки, любовь к классике сохранил на всю жизнь: «Невозможно сочинять истинную музыку, не будучи вовлеченным в мятежную стихию музыки Бетховена, Чайковского и многих других классиков. Они для меня пример высоты человеческого духа, светлого оптимизма, воплощения честности и мужественности в искусстве».
Начинал творческую деятельность в юном возрасте в Оркестре казахских народных инструментов имени Курмангазы, а впоследствии, в 1981 году, организовал и возглавил фольклорно-этнографический оркестр «Отырар сазы», с триумфом выступавший по всему миру, прославляя казахскую народную музыку. В нем помимо традиционных народных инструментов гармонично слились звуки и древних, как шертер, шанкобыз, жетыген, мескобыз, дауылпаз, сырнай, асатаяк и другие. В репертуаре звучат и кюи композитора – «Ата толғауы», «Аққу», «Легенда о Коркыте», «Махамбет», «Камбар батыр» и другие.
Три великих деятеля литературы и искусства заложили основы для развития его талантов. Это прославленный акын Семиречья Жамбыл Жабаев, родственник Нургисы Тлендиева по отцовской линии, научивший его с детства играть на домбре. Маленький Нургиса любил слушать кюи и песни акына в кругу родственников, был свидетелем его стихотворных импрови- заций в сопровождении домбры, слушал его в айтысах. Для него специально была изготовлена маленькая домбра, которую он брал в горы, где Жамбыл обучал его на лоне природы мастерскому владению инструментом.
Вторым своим учителем Тлендиев называл народного певца и композитора Кенена Азербаева, родственника по материнской линии. Третьим, кто открыл ему путь в большое искусство, был композитор, дирижер и ученый-академик Ахмет Жубанов. В начале 1930-х годов в поисках одаренных детей, игравших на народных инструментах, побывал в селе Шили-Кемир Илийского района и обратил внимание на талант Нургисы.
В 12 лет (1937 г.) он поступил в Оркестр казахских народных инструментов, основанный и возглавляемый А. Жубановым. Тогда же Ахмет Куанович подарил Нургисе домбру, которую он бережно хранил всю жизнь. У него совершенствовал игру на домбре, учился мастерству дирижирования и композиции. Научился понимать народную и классическую музыку. В 14 лет впервые встал за дирижерский пульт. В 1943 году восемнадцатилетним юношей добровольцем ушел на фронт и дошел по дорогам войны до Германии, дослужившись до звания офицера. Тема войны присутствует и в его произведениях – написал увертюру «Торжество Победы» (1975), песни, посвященные подвигам героев Панфиловской дивизии. С этой целью выезжал в Дубосеково, посетив места былых боев, беседуя с очевидцами. Одну из песен – «Я вас ищу» – посвятил Герою Советского Союза Бауыржану Момышулы.
После войны он получил профессиональное музыкальное образование. В разные годы работал дирижером, заместителем главного дирижера ГАТОБ имени Абая, главным дирижером и художественным руководителем Оркестра казахских народных инструментов имени Курмангазы, возглавлял музыкальную редакцию киностудии «Казахфильм», а также созданный им фольклорно-этнографический оркестр «Отырар сазы».
Музыка его величава и лирична, динамична и пафосна, унаследовавшая традиции народной музыки. Автор более 500 произведений. В его богатом наследии разные музыкальные жанры – от опер и балетов до кантат, оркестровых поэм, увертюр, кюев, около 400 песен и романсов («Жан Сауле», «Сары-жайляу», «Алатау», др.), музыка к 19 художественным («Меня зовут Кожа», «Погоня в степи» и др.), 17 мультипликационным («Почему у ласточки хвост рожками», «Аксак кулан» и др.), 14 документально-хроникальным фильмам («Академик Сатпаев», «Ибрай Алтынсарин», «Народное ремесло» и др.), к 50 драматическим спектаклям.
Вершиной творчества в кинематографе является музыкальное оформление художественного фильма «Кыз Жибек» (Государственная премия КазССР), жемчужиной стало звучание авторского кюя «Акку» («Лебедь»), виртуозно исполненного на домбре Нургисой Тлендиевым. Об увлечении кинематографом маэстро говорил: «Работа в кино позволяет мне, образно говоря, беседовать с прошлым, полнокровно жить в настоящем, смотреть в будущее»
Он писал вокально-музыкальные произведения для известных творческих коллективов. Например, для знаменитого Государственного ансамбля песни и танца КазССР под руководством Л. Чернышевой создал песни и музыку к большим композициям «Девушки-лебеди», «Мечты Абая», «Орденоносный Казахстан» и другие.
Его балеты и оперы ставились на сцене ГАТОБ имени Абая. Премьера балета «Дорогой дружбы» («Джунгарские ворота»), написанного в соавторстве с Л. Степановым, состоялась 15 июня 1957 года. В 1958 году показан в Москве в период Второй декады казахской литературы и искусства. Также балет-поэму «Ортеке» (1957) и «Аққулар». Им написана опера «Золотые горы» (в соавторстве с К. Кужамьяровым). Премьера состоялась 23 сентября 1960 года. Это была первая опера, посвященная героизму советских людей в освоении целинных земель, дружбе народов из разных республик. Главные роли исполняли народные артисты СССР Роза Джаманова и Ермек Серкебаев.
К 90-летию композитора (2015) опера «Золотые горы» прозвучала в концертном исполнении в зале Национальной картинной галереи «Астана» по инициативе Государственной филармонии Астаны.
Композитор оставил огромное музыкальное достояние в искусстве казахского народа, в котором проявились талант и неуемное трудолюбие выходца из маленького аула. Нургиса Тлендиев искренне признавался: «Жубанов одарил меня любовью к музыке и на примере своей жизни раскрыл истинную ценность трудолюбия».
Нургиса Тлендиев был почетным профессором Алма-Атинской консерватории имени Курмангазы, почетным гражданином Алма-Аты, заслуженным деятелем искусств республики. Награжден боевыми и трудовыми орденами и медалями.
Портреты композитора и домбриста Тлендиева создавали известные мастера кисти Т. Абуов, Т. Тогысбаев и другие. Посвященные мастеру памятники установлены в Талдыкоргане (2010) и Алматы (2011). В 2014 году в Алматы открыт Мемориальный музей-квартира Тлендиева. Его памяти посвящен хореографический спектакл «Нургиса», поставленный Государственным театром танца «Наз» (Астана, 2011). Проводятся музыкальные фестивали «Өз елім» имени Нургисы Тлендиева, где состязаются в мастерстве домбристы, дирижеры, вокалисты классического пения.
Основанный им оркестр «Отырар сазы» и сейчас продолжает победоносное шествие по сценам республики и мира под руководством его дочери Динзухры Тлендиевой. Как-то в интервью Нургиса Тлендиев сказал: «Я был бы счастлив, если бы в моем народе осталось хотя бы десять из четырехсот написанных мною песен». Его песни любимы народом и продолжают звучать на концертных площадках, в кинофильмах и по телевидению.
Фатима Оразбекова, педагог-ветеран, член Союза журналистов РК