Фискальный чек является гарантией защиты прав покупателя в случае приобретения некачественного товара, а также того, что часть уплаченной суммы поступит в бюджет в виде налога.
Покупатель, который поощряет невыдачу чека или делает перевод денег на карту без использования кассовой техники, оказывается незащищенным от получения некачественной услуги или товара.
В налоговые органы Алматы все чаще стали поступать жалобы на недобросовестных предпринимателей. За прошлый год в городской Департамент госдоходов поступило более трех тысяч обращений, с января по март этого года – свыше 1200.
Динамика поданных гражданами жалоб о невыдаче чеков свидетельствует об игнорировании недобросовестными предпринимателями обязательства соблюдения законодательства.
В ведомстве отмечают, что на территории Казахстана денежные расчеты производятся с применением кассового аппарата, и продавец при реализации товара или оказании услуг обязан выдать фискальный чек. Однако это требование повсеместно нарушается.
– Законом Республики Казахстан «О платежах и платежных системах» безналичные платежи или переводы денег осуществляются на основании платежных инструментов с использованием банковских счетов, а также без их использования – в тенге и иностранной валюте, – отмечают в пресс-службе ДГД.
Наиболее распространенными нарушениями со стороны предпринимателей, с которыми сталкиваются потребители, являются невыдача чека при оплате наличными деньгами или банковской картой, выдача товарного чека вместо фискального и перевод денежных средств на личный счет физического лица.
В департаменте также добавили, что практически все организации и предприниматели, предлагающие товары и услуги, должны пользоваться онлайн-кассами. Обо всех операциях информация передается в налоговую службу, поэтому скрыть какую-то сумму, не доплатить налог невозможно.
Налоговики призвали потребителей требовать выдачу чека и использовать мобильные платежи и QR-код, а не совершать перевод на личный счет предпринимателя.
– Мобильные переводы не предназначены для использования в предпринимательской деятельности. Важно понимать разницу между мобильными переводами и платежами. Мобильные платежи – это способ оплаты за товары, работы и услуги с помощью мобильного приложения или специального оборудования со сканированием штрих-кодов, – пояснили в ведомстве.
По факту невыдачи чека горожан просят обращаться в Управление государственных доходов, а также в Комитет государственных доходов республики на номер в WhatsApp.
Кроме того, с помощью мобильного приложения Wipon Cashback можно получить вознаграждение (1000 тенге за минусом ИПН) на баланс телефона в случае подтверждения факта невыдачи фискального чека.
Информация от потребителей, отправленная с помощью мобильного приложения, принесет пользу. Положительную роль сыграют профилактические меры, а наказание нарушителей будет предупреждением для остальных.
Статья опубликована в №44 от 06.04.2023 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Гарантия защиты".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!