15 апреля Президент РК Касым-Жомарт Токаев подписал закон по вопросам обеспечения прав женщин и безопасности детей, а также поправки в Кодекс об административных правонарушениях.
– Принятые поправки прошли широкое обсуждение с общественностью. В заседаниях палат Парламента принимали участие представители неправительственных организаций, Национального курултая при Президенте, Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте, Национального центра по правам человека и уполномоченный по правам ребенка, – отметила пресс-служба Акорды.
Главные изменения, внесенные в Уголовный кодекс РК:
- установление наказания в виде пожизненного лишения свободы за убийство малолетнего лица (статья 99 УК);
- установление наказания за склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийств.
Корень зла
Психологи и психиатры выделяют четыре основные причины, из-за которых родители убивают своих детей. Первая из них – альтруистическая. Когда супруги, родив ребенка, вдруг осознают, что по каким-то обстоятельствам жизнь не так безопасна, и поэтому ребенку лучше бы и не родиться или не жить.
Вторая причина – фатально плохое отношение к ребенку, которое свидетельствует о низком уровне развития культуры и общего понимания того, что представляет из себя ребенок, отсутствие знаний об этапах развития его психологии и физиологии.
Третья причина – ребенок оказался нежеланным, его появление на свет становится очевидной помехой для реализации женщины.
– Транслируемые в медиапространстве постулаты, что женщина должна быть свободной, развивать себя, быть всегда в форме, красивой, порхающей, на деле никак не совпадают с необходимостью ухода за ребенком, что является достаточно трудоемким процессом. Когда мать понятия не имеет, что с ребенком происходит, как он развивается, какие у него есть потребности, в таких случаях ребенок становится для женщины помехой, – считает психотерапевт КПТ и экзистенциальной терапии Виктория Левина.
Наконец, четвертая причина – супружеская месть. По словам врача-психиатра, руководителя отдела международного сотрудничества и связей с общественностью Республиканского научно-практического центра психического здоровья МЗ РК Рината Музафарова, в художественной литературе описаны такие случаи, например, комплекс Медеи (убийство детей, чтобы отомстить супругу). В целом, если исключить тяжелое психическое расстройство, то личность человека, который совершил убийство своих детей, можно в большинстве случаев охарактеризовать следующим образом: незрелый, категоричный, со склонностью к насилию, с отсутствием чувства сопереживания и навыков преодоления трудных жизненных ситуаций. К данному мотиву преступления можно отнести трагический случай, произошедший в Алматы в начале года, когда мужчина, чтобы отомстить супруге, убил двоих сыновей.
Если рассматривать вопрос детоубийства шире, то всему виной совокупность некоторых факторов.
– Медиативная среда, в которой мы все находимся, задает определенное направление жизни человека, его потребности и желания. Ребенок как субъект, требующий к себе повышенного внимания, участия, труда, любви, не сочетается с призрачной идеализацией той жизни, которая нам демонстрируется в интернет-пространстве. На экране мы видим ролики красивой жизни, но реальная рутина остается за кадром. Упущены периоды ухода за ребенком, – считает Виктория Левина.
По мнению Рината Музафарова, в каждом конкретном случае детоубийства есть свои причины, в которых должны разбираться и разбираются судебно-следственные органы. Такие преступления были всегда, просто сейчас о них шире пишут в СМИ, и мы чаще стали о них узнавать.
– Убийство своих детей, конечно же, выходит за рамки нормы и, скорее всего, связано с психическим состоянием человека в конкретный период времени. Сразу же хочу сказать, что это необязательно какое-либо хроническое психическое заболевание. Это может быть и временное расстройство психики, и различные исключительные состояния, которые могут возникать и у психически здоровых людей. Отмечу, что люди, имеющие ментальные расстройства и регулярно наблюдающиеся у специалистов, гораздо реже совершают какие-либо противоправные действия, – подчеркнул Ринат Музафаров.
Спасение жизней
Виктория Левина считает необходимым для предотвращения детоубийства проведение масштабной информационной работы.
– Считаю, что нужно проводить как можно больше тренингов, семинаров, нацеленных на мотивацию родителей и осознание ими ценности материнства и отцовства, привитие семейных ценностей, традиций, передачи опыта от поколения к поколению. Нужно в медиапространстве чаще показывать благоприятный образ матери, родительства, проводить курсы. Важно рассказывать о том, что быть родителем – это ценный и интересный период в жизни, благодаря которому формируются личные качества человека, которые могут пригодиться ему в разных сферах жизни, в том числе в профессиональной деятельности, – считает эксперт.
Также Виктория Левина отметила роль бережного отношения к детям и понимания периодов их развития, важности осознания того, что ребенок не может мыслить как взрослый человек.
Психолог рекомендует регулярно транслировать в медиапространстве образ радостной матери, счастья материнства и формирования определенных личных качеств для достижения гармонии в душе и жизни. Немало примеров, когда женщина успешно реализовала себя как мать, жена и профессионал в своей работе. Очень важно проводить больше курсов на эти темы, чтобы представительницы прекрасного пола стали эмоционально сильными личностями с активной жизненной позицией.
– В нашей стране, как и на всем постсоветском пространстве не было принято обращаться к психологам, психотерапевтам, психиатрам, и даже психиатрические диспансеры обходили стороной. Причиной является стигматизация людей с проблемами ментального здоровья, – утверждает психиатр Ринат Музафаров.
Другой фактор, сдерживающий обращение к специалистам, – так называемый «учет» и возможные социальные последствия (трудности при устройстве на работу, отказ в получении прав на вождение автомобиля и т.д.).
По словам эксперта, в последние годы ситуация меняется, и люди чаще стали обращаться за профессиональной помощью к специалистам в области психического здоровья. Появилось много частнопрактикующих психологов и психотерапевтов, которые также оказывают помощь. В государственной системе изменились критерии динамического наблюдения («учета»). Согласно действующему законодательству, динамическое наблюдение может устанавливаться за лицом, страдающим хроническим или затяжным психическим расстройством, с тяжелыми, стойкими, часто обостряющимися болезненными проявлениями. Другими словами, человек с легкой депрессией или невротическим расстройством не подлежит динамическому наблюдению.
– Я уверен, что в большинстве случаев при своевременном обращении к специалистам в области охраны психического здоровья, трагического финала можно было бы избежать, – отметил Ринат Музафаров.
Автор Асель ТАШИБАЕВА