Есть такое выражение: сколько людей, столько и мнений. И это действительно так. Можно услышать самые противоречивые характеристики. Одни ругают, другие, наоборот, боготворят. Но каким он был на самом деле? На этот вопрос отвечают игроки тех лет.
Владимир Фомичев отнес Артема Фальяна к категории наставников, «которые строят команду, ставят игру».
– Это благодаря ему ереванский «Арарат» сотворил дубль в 1973 году, выиграв чемпионат и Кубок Союза. Хотя заметим, Фальян уже не работал с этим коллективом, но в его составе были игроки, которых пригласил до этого Артем Григорьевич. Именно он заложил фундамент тех побед, об этом говорили все футбольные специалисты. Кстати, он дважды тренировал эту закавказскую команду.
Когда Артем Григорьевич появился в Алма-Ате, с ним связывали определенные надежды. Но если в первый сезон мы заняли в чемпионате страны только девятое место, то во втором и вовсе вылетели из высшей лиги. Запомнились его тренировки. Нагрузки он давал такие, которые выдерживал не каждый. Это не нравилось многим спортсменам. На этой почве у него были трения с отдельными игроками. Жаль, что тогда несколько старожилов покинули команду, в том числе Семин, Рожков и другие. Он откровенно выжил их. Делал ставку на молодежь, но она не была еще готова к большим требованиям. Поэтому сезон-74 кайратовцы провалили. Но я у него многое взял как наставник, – подчеркнул Владимир Фомичев.
Слова своего одноклубника подтвердил и Юрий Семин, игравший тогда в «Кайрате». В своих воспоминаниях он пишет, что с приходом в клуб Фальяна отношение тренерского цеха к москвичам резко поменялось. Столичных игроков стали обвинять в непрофессионализме. Порой новый наставник переходил на личные оскорбления. И Семин не выдержал – ответил грубостью на грубость. А через несколько дней в печати вышел материал, в котором Юрия Семина обвинили в неподобающем поведении, и Спорткомитет СССР принял решение о наказании футболиста. Он теперь не мог выступать в высшей лиге. С помощью своих знакомых Юрий Павлович отправился «на каторгу» в Сибирь. Там почти сезон выступал за «Чкаловец» (Новосибирск), а в конце 1974 года получил разрешение на переход в московский «Локомотив».
Вот что говорит Александр Хапсалис, который при новом наставнике стал привлекаться в юношескую сборную Союза: «После прихода в «Кайрат» Артема Фальяна для нас начался ад. Он давал очень большую нагрузку, чуть ли на стенку не лезли от переутомления. И проводил он тренировки летом, к примеру, когда солнце стояло в зените. Спуску не давал никому. У него любимчиков не было».
Вот мнение покойного Владимира Чеботарева: «Фальян был хорошим организатором. При нем базы в Донецке, Фрунзе (нынешний Бишкек) и Алма-Ате построили. У меня с ним были прекрасные отношения, уважал его как тренера».
Действительно, Артем Григорьевич запомнился многим как администратор. Даже рассказывали, что он частенько при строительстве алма-атинской базы на Каблукова наведывался на объект и гонял рабочих. К нему даже кличка прилипла – «прораб». К этому стоит добавить, что Фальян смог обновить автопарк клуба. Начальник команды тех лет ездил, к примеру, на новенькой «Волге».
Но нельзя не сказать и другое. При всем своем противоречивом характере он, работая с такими командами, как «Нефтяник» (Баку), «Арарат» (Ереван), «Шахтер» (Донецк), «Алга» (Фрунзе), «Кайрат» (Алма-Ата), «Зенит» (Ленинград ) и другими, воспитал немало известных футболистов. К ним можно отнести Банишевского, Мелкумова, Астаповского, Пахомова, Кеворкяна. Из наших футболистов отметим Юсупа Шадиева, Николая Игамбердиева, Владимира Лихошерстных, Фарида Хисамутдинова, Геннадия Штромбергера.
Вот что о нем говорит легенда советского футбола Никита Симонян, приведший после Фальяна «Арарат» к чемпионству: «Фальян – буйный, неудержимый, бескомпромиссный, из-за этого немало терпел и страдал. Он начал комплектовать «Арарат», подбирал игроков по своему вкусу. Команда при нем налилась силой. В середине 1960-х годов «Арарат» вернулся в высшую лигу».
Интересный факт: возвращение закавказской команды в высшую лигу состоялось в 1965 году. Тогда он соперничал с «Кайратом». Команды набрали одинаковое количество очков и была назначена переигровка в Грозном. В день игры утром из ЦК КПСС в адрес футбольных клубов пришла телеграмма, в которой говорилось, что в честь 50-летия празднования Армянской ССР команды «Арарат» и «Кайрат» будут выступать в высшей лиге. Если алмаатинцы об этом узнали сразу, то от армянских футболистов сей факт скрыли. Фальян посчитал, что «вышку» надо заслужить победой. «Арарат», проигрывая по ходу встречи в Грозном (в нашей команде гол на 10-й минуте забил Сергей Квочкин), во втором тайме усилиями Паиса (54-я и 89-я минуты) смог забить два гола и вырвать победу – 2:1. Малые золотые медали получили футболисты Армении.
Автор Алим АНАПЬЯНОВ