Например, буква а – это ат, что переводится как конь, важнейшее животное в истории казахского народа, д – домбра, национальный музыкальный инструмент, о – отан и отбасы, что означает родина и семья. Ключевые понятия в любой культуре. Каждая буква изображена на отдельном прямоугольном холсте и сопровождается рисунком. Получается своего рода азбука, благодаря которой можно не просто составлять слова, а читать и узнавать культурный код казахского народа.
– Я начала работу над проектом «Золотой алфавит» в ноябре прошлого года. На сегодня готовы постеры со многими буквами, для оставшихся есть эскизы, так что планирую в скором времени закончить работу, – говорит собеседница. – На сегодня это мой главный проект. В нем я хочу запечатлеть важнейшие для своего народа символы, передать красоту и музыкальность нашей культуры, а еще любовь к родине, силу и веру в мечту. Золотой цвет тоже выбрала неслучайно. Сочетание причудливых форм готического алфавита, казахской символики и золотого цвета, присущего эпохе модерна, – все это и делает проект ярким и уникальным.
Открытка на память
«Золотой алфавит» – не единственный проект Индиры Элиф Бадамбаевой, тесно связанный с национальной культурой. Помимо живописных работ известны также авторские открытки с национальным колоритом, которые уже давно туристы покупают как сувениры, да и казахстанцы с удовольствием дарят их друг другу. В этих небольших, часто забавных работах очень тонко переданы особенности нашей жизни.
– Я – художник и в основном пишу живописные полотна, но когда мне в 2016 году предложили рисовать открытки, с радостью согласилась. – говорит собеседница. – Вообще, все, чем я сейчас занимаюсь, любила делать еще в детстве. Например, когда была маленькая, с радостью коллекционировала открытки, их тогда часто дарили моим родным. Кстати, коллекцию эту я не растеряла и не выбросила, кое-что сохранилось до сих пор. Сегодня мне нравится думать, что кто-то покупает мои открытки и дарит их. Значит, они приносят радость.
Темы для своих открыток автор черпает, внимательно наблюдая за повседневной жизнью, подмечая местные особенности.
– Я не ставлю это целью, просто вижу что-то и потом идеи появляются сами собой, – делится наша героиня. – Например, нельзя сказать, что я часто бываю на тоях, тем не менее обратила внимание, как душевно люди веселятся, с какой энергией танцуют. В итоге появилась серия работ, где люди пляшут от души, я отобразила некоторые характерные движения. А вообще, открытки для меня больше про детскую память и впечатления, чем про что-то еще.
Искусство о важном
Интересуют мастера кисти не только особенности казахской культуры, но и актуальные проблемы нашего общества, например, экологические, отношение к которым тоже выражается через творчество. В частности, она планирует провести выставку, посвященную… морским конькам.
– Я люблю изображать животных, которые похожи на волшебных существ и напоминают нам, что теория Дарвина – не единственная версия происхождения человека, – говорит художник. – Природа подарила нам жизнь, и мы должны быть благодарны за это, а сегодня животные задыхаются от мусора, который производит человек. В частности, представители подводного мира страдают от полиэтилена, который люди выбрасывают в воду. Они часто принимают его за еду и, проглотив, задыхаются. Говорить на такие темы нужно, в том числе и посредством творчества.
Правда, в детстве Индира думала, что профессия художника умерла, все мастера изобразительного искусства, такие как, например, Пабло Пикассо или Ботичелли, жили и творили давно, а сегодня это мало кому интересно. Так что хоть с детства и мечтала писать картины, сначала выбрала более практичную и нужную, как была уверена тогда, профессию дизайнера.
– Лишь начав учиться, я поняла, как сильно ошибалась: профессия художника жива и востребована, – говорит собеседница. – Вскоре по совету педагога я перевелась на станковую живопись и стала писать картины. Прошло много лет, я стала членом Союза художников Казахстана, провела несколько персональных выставок.
Еще Индира преподает изобразительное искусство, причем исключительно женщинам. По ее мнению, представительницы прекрасного пола пассионарнее.
– Часто, когда просят назвать имена известных художников, не важно казахстанских или мировых, на ум в первую очередь приходят мужчины. Я хочу сломать этот стереотип и показать, что женщины не менее талантливы, просто часто, особенно в прежние времена, у многих представительниц прекрасного пола не было прав и возможности учиться. Сегодня ситуация меняется. Уверена, что художников среди женщин будет становиться все больше, и они еще займут свое место в истории, – поделилась художница.
Это не единственное, чего хочет наша героиня. Не менее сильно она мечтает о собственном музее, и кто знает, возможно, в будущем он у нее появится
Автор Елена СОКОЛОВА
Статья опубликована в №106 от 07.09.2023 газеты «Вечерний Алматы» под заголовком «Золотой алфавит»