В Алматы в этом году впервые проходит Almaty Series Festival − первый в Центральной Азии индустриальный фестиваль сериалов. О том, как появилась идея его создания, чем фестиваль отличается от международных аналогов и какие перспективы у региональной индустрии, Vecher.kz поговорил с программным директором фестиваля, кинокритиком Алемом Даулеткуловым.
− Алем, как возникла идея провести первый индустриальный фестиваль сериалов в Алматы?
− Идея принадлежит Ануару Кенжебаеву, основателю международного кинофестиваля «Байконур». Ещё в 2023 году он поделился со мной мыслью, что сериалам нужна отдельная площадка. Индустрия развивается очень активно, и два года спустя его предсказание сбылось: мы запустили Almaty Series Festival.
− Чем ваш фестиваль отличается от международных аналогов?
− Основное отличие в том, что он сосредоточен исключительно на Центральной Азии. Международные фестивали принимают заявки со всего мира, а у нас участвуют только проекты из Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана. Это позволяет сосредоточиться на развитии именно региональной индустрии.
− Значит, миссия фестиваля шире, чем просто популяризация казахстанских сериалов?
− Да, мы изначально ставили задачу развивать индустрию всего региона. Фестиваль должен стать точкой роста не только для казахстанских проектов, но и для наших соседей.
− Как проходил отбор участников?
− Весной мы открыли приём заявок. Подать пилотный эпизод или готовый сериал мог любой автор из Центральной Азии − и совершенно бесплатно. Кроме того, мы напрямую приглашали крупные стриминговые платформы региона. Все заявки рассматривали от начала до конца − и я, и отборщик фестиваля. В итоге в центральноазиатский конкурс вошли шесть сериалов, а в национальный конкурс пилотов − ещё шесть казахстанских проектов.
− В этом году в Казахстане появилось сразу три новых стриминговых сервиса. Два из них уже запустили собственные проекты. Как вы оцениваете эту тенденцию?
− Это очень позитивный сигнал. Он говорит не только о росте сериальной индустрии, но и о развитии всей кино− и телеотрасли. Да, кто-то не любит термин «отечественный контент», но факт остаётся фактом: интерес к местным историям растёт, и это открывает новые возможности.
− Какие жанры сегодня наиболее востребованы в регионе?
− Драмы пока остаются безусловным лидером. Комедии тоже находят зрителя, но если говорить о фантастике или хоррорах, эти жанры ещё не сформировали массовую аудиторию. Надеюсь, ситуация будет меняться, в том числе благодаря нашему фестивалю.
− Насколько реально казахстанским сериалам конкурировать на международной арене?
− Уже реально. За последние пять лет казахстанские проекты номинировались на одну из крупнейших премий в области сериалов − Asia Contents Awards & Global OTT Awards в Южной Корее. Дважды наши сериалы даже выигрывали эту награду. Так что выход на мировой рынок − это не мечта, а уже состоявшийся факт.
− Планируете ли вы сделать фестиваль ежегодным?
− Да, безусловно. Ещё до завершения нынешнего фестиваля мы начали думать о программе следующего. Almaty Series Festival продолжит сотрудничать с «Байконуром», но будет проходить в другое время, возможно даже на новой площадке.
− Как вы видите развитие фестиваля в ближайшие годы?
− У нас ещё очень большой потенциал для роста. Надеюсь, что через 5−10 лет фестиваль станет центром притяжения для всей индустрии Центральной Азии. Для меня лично этот проект − как стартовая площадка. «Байконур» стал трамплином для молодых режиссёров кино, а Almaty Series Festival, я уверен, станет трамплином для авторов сериалов.
− Если бы у вас была возможность предложить казахстанский проект Netflix или HBO, что бы это был за сериал?
− Честно говоря, проблема не в том, что у нас нет достойных сериалов. Проблема в том, что крупные платформы пока не видят достаточной аудитории в Казахстане. Подписок на Netflix или HBO у нас мало, многие смотрят пиратский контент. Поэтому, прежде чем предлагать проекты, нужно развивать культуру потребления. Хороший пример − «Кинопоиск»: чем больше казахстанских фильмов и сериалов они выкладывают, тем активнее растёт число подписчиков из нашей страны. Если мы сможем повторить этот опыт с глобальными платформами, то и наши сериалы окажутся там.