Особое внимание уделяется вопросам сохранения природных территорий и ограничению застройки предгорной части, сообщает Vecher.kz.
Алматы, крупнейший мегаполис страны и ведущий экономический драйвер Казахстана, приступил к масштабной корректировке Генерального плана. Об этом на брифинге Региональной службы коммуникаций сообщил заместитель акима города Бейбут Шаханов, представив обновленную градостроительную концепцию, ориентированную на экологическую безопасность, устойчивое развитие и сохранение уникального природного ландшафта.
По словам Шаханова, эффективная реализация поручений Главы государства напрямую связана с обеспечением устойчивого экономического роста и качественным развитием городской среды. Особое внимание уделяется вопросам сохранения природных территорий и ограничению застройки предгорной части – вопросам, которые в последние годы вызывают серьезный общественный резонанс.
Запрет на застройку в предгорьях: ключевое решение Генплана
Одним из центральных пунктов корректировки Генплана стал полный запрет на строительство многоквартирных жилых домов и точечную застройку в верхней части города. Исключение составляют только объекты социальной инфраструктуры и туристического кластера, предусмотренные документом.

«Алматы располагается в уникальных природно-климатических условиях. Любое вмешательство в предгорные территории влияет на экологическую и геологическую стабильность. Поэтому сохранение горной зоны – приоритет», – подчеркнул Шаханов.
После присоединения земель Алматинской области в горной зоне появились 29 новых микрорайонов с населением свыше 171 тысяч человек. Однако развитие этих территорий происходило без опережающей инфраструктуры, что привело к накоплению проблем в транспортной, социальной и инженерной сферах. Прежние меры ограничения по этажности, запрет на срез склонов и строительство на уклонах свыше 15 градусов лишь частично сдерживали нагрузку.
Решением маслихата города от 29 октября 2025 года был введён полный запрет на:
- строительство МЖД в горной и предгорной зоне;
- уплотняющую (точечную) застройку;
- строительство бизнес-центров и офисов.
При этом ранее выданные разрешительные документы сохраняют силу и будут реализованы в установленном порядке.
Новая транспортная структура: метро, ЛРТ и полицентры
Обновленный Генплан предусматривает формирование единой многоуровневой транспортной системы.
Особое внимание – развитию скоростного и среднескоростного транспорта.
Основные решения:
- Метро – основной высокоскоростной каркас города.
- ЛРТ – среднескоростная сеть, обеспечивающая связность районов.
- Интеграция метро, ЛРТ, железнодорожных узлов и аэропорта.
- Связка транспортной системы с БАКАД и агломерацией.
- Создание сети ТПУ – «Восточный», «Западный» и «Северный» станут стратегическими пересадочными центрами и драйверами развития новых деловых кластеров.
Зеленый каркас города: Алматы увеличит рекреации на 1100 га
Сегодня площадь рекреационных зон составляет 1215 гектаров при нормативе 2315 гектаров городу не хватает более тысячи гектаров зеленых территорий. Основной дефицит наблюдается в юго-западных и западных районах.
До 2030 года Генплан предусматривает создание новых парков и скверов, полностью ликвидируя дефицит, а к 2040 году формирование профицита зелёных зон более чем на 500 гектаров. Одновременно город планирует поэтапный вынос промышленных предприятий в индустриальные зоны.
Полицентричная модель: Алматы и Алатау – «два ядра» будущей агломерации
Корректировка Генплана закрепляет переход Алматы к полицентричной модели развития. Это позволит снизить маятниковую миграцию и создать точки притяжения по всему городу.
Выделяются несколько крупных полицентров:
- «Восточные ворота»
- Территория Талгарского и Кульджинского трактов
- Логистика, деловые функции
- Развитие MICE-туризма
- Транспортный узел рядом с аэропортом
- «Запад»
- Экологичные производства
- Индустриальная зона Алматы
- Трансформация старых промзон в эко-индустриальные парки
Использование современных методов пространственного анализа позволило сформировать новый подход к градостроительной политике более гибкий, точный и основанный на анализе данных.
Общественные слушания – 24 декабря
Все предложения, методы и выводы легли в основу корректировки Генерального плана. Итоговый документ будет вынесен на общественные слушания 24 декабря 2025 года.
«Корректировка Генплана это стратегический шаг, который отражает динамику развития города и его новые вызовы. Мы создаем безопасный, экологичный и удобный мегаполис, где каждый район будет самодостаточным», – резюмировал Бейбут Шаханов.