Электросамокатчикам никто не рад: депутаты ищут компромисс

Электросамокатчикам никто не рад: депутаты ищут компромисс Источник фото: Vecher.kz

В больших городах Казахстана, особенно в Алматы и Астане, где в последние годы наибольшую популярность приобретает езда на электросамокатах и мопедах, бурно обсуждается тема безопасности пешеходов. Решение этой проблемы во многом будет зависеть от законодательного регулирования электротранспорта. Как продвигается этот вопрос, разбиралась журналист Vecher.kz.


Наибольшее количество ДТП с участием электросамокатчиков, мопедистов, скутеристов, велосипедистов происходит особенно в летний период. Об этом свидетельствуют статистика и сообщения горожан в соцсетях, которые рассказывают о многочисленных случаях и ЧП, связанных с мобильным транспортом.


Опасны не только наши дороги, но и тротуары


Буквально несколько дней назад один из пользователей – астанчанин Бекжан Киманов описал на своей странице в Facebook случай, произошедший с его супругой.


«Вчера мою супругу сбил электросамокат. Она шла пешком по пр. Момышулы по тротуару вдоль парка Жерұйық. Тротуар был широкий, других прохожих рядом не было. То есть, было пространство для маневра.



Двое молодых людей 17 и 18 лет ехали на ОДНОМ самокате. Наехали сзади, на большой скорости, не подавая никаких сигналов ни голосом, ни звонком. Говорят, якобы не сработал тормоз. Но они могли бы вырулить. Тротуар был очень широкий и не было других людей, которые могли бы помешать. Получается, они даже не смотрели на дорогу.




Супруга упала, повредила ногу, локоть и плечо. Обошлось без переломов, но сильный ушиб, не может сгибать и разгибать локоть, болит плечо и лодыжка. Несколько дней не сможет работать, выходить из дома».


Как выяснилось, в прошлом году на самокате сбили и 8-летнего сына Бекжана Киманова, поэтому глава семейства призывает решить этот наболевший для горожан вопрос.



«С самокатами нужно что-то делать. На сегодня не только наши дороги, но и тротуары совершенно небезопасны. Электросамокаты могут нанести серьезный ущерб здоровью и даже хуже. Наши граждане не соблюдают элементарных мер безопасности. Превышают скорость, управляют в нетрезвом виде, катаются по двое, ездят там, где ездить нельзя, о последствиях не думают», – констатирует астанчанин.



По его мнению, варианты решения данной проблемы есть.



  1. Запретить

  2. Ограничить.


Ограничения тоже делятся на варианты:



  1. Ввести право на вождение со сдачей экзаменов и медосмотром.

  2. Запретить ездить по тротуарам (но это уже риск для самих самокатчиков).

  3. Запретить эксплуатацию самокатов, развивающих некую предельную скорость.

  4. Вообще запретить.

  5. Запретить ездить на тротуарах в определенных зонах, где установлены специальные знаки и таблички.

  6. Ввести обязательное программное управление самокатом, чтобы останавливать его в тех зонах, где есть ограничения. И чтобы можно было видеть всю историю управления и движения и применять санкции за нарушения.



 «Запрет на тротуары или на определенные зоны с табличками, а также введение обязательного программного управления хотя бы дадут понять пешеходам, что там, где таких табличек нет, нужно быть более осторожными. А там, где есть, самокат должен программным путем быть остановлен», – считает Бекжан Киманов.



Учитывая резонанс по электросамокатам, автор поста направил обращение о поправках в законодательство депутату Екатерине Смышляевой


Потеряла трудоспособность. Полиция меры не приняла


Судя по реакции пользователей, оставивших комментарии под постом Бекжана Киманова, подобные случаи далеко не единичны. Цитируем (стилистика здесь и далее сохранена – прим. ред.)


Елена Рахмедьянова: «Я тоже чуть не стала жертвой. Главное так бесшумно, успела в сторону, аж пот прошиб от страха, надо как-то отрегулировать это. Вопрос очень актуальный, ведь могут быть и жертвы».


Bass Sh: «Вчера тоже на огромной скорости в 10 см от меня пронеслись, чуть не зацепили, даже не заметил, не услышал, как он пронесся, опасно стало ходить. В любую секунду могут спереди, сзади, сбоку подрезать, сбить».


Saltanat KM: «Да, это становится проблемой большой. Страшно ходить. Приходится напрягаться, осторожничать, идя по тротуару. Боюсь самокатчиков, велосипедистов».


Татьяна Матлахова: «Раздражают, постоянно озираюсь, перестали нормально гулять, тоже чуть не сбил. Отскочила вовремя, но сбил впереди идущего мужчину».


Ерлан Жульбарсов: «Самокат развивает приличную скорость до 40 км, а может, даже больше. Возможны летальные исходы. Особенно дети под большим риском. Конечно, надо запретить езду по тротуарам и в других местах для пешеходов».


Малика Гатаулина: «Надо вообще запретить их. Сейчас с детьми спокойно не погуляешь. Везде самокаты на людей наезжают. Сколько таких случаев уже».


Гульдана Кызылбаева: «Мы ехали с сыном и вдруг сбоку на перекрестке выскочили на самокате. Ночью, ничего не видно, без жилетки, чуть не задавили человека».


Дина Игалиева: «Пострадала от двоих детей Э. Т. на самокате – сломала руку в локте и ниже в нескольких местах. На год потеряла трудоспособность, полиция ничего не сделала».


Надо наказывать прокатчиков, чтобы они что-то делали со своими клиентами


Свое мнение высказали и владельцы электротранспортных средств. Они тоже ищут компромиссы в решении наболевших вопросов с самокатчиками.


Надия Муллашева: «А если нет велодорожек? По воздуху? Я самокатчица, 4 года, удобно, мобильно, езжу по дороге или если есть, по велодорожке (в моем районе их нет), в каске. Надо наказывать прокатчиков, чтобы они что-то делали со своими клиентами. У кого личный самокат, тот соблюдает правила».


Лола Касымова:  «У меня тоже есть самокат и когда-то я тоже выступала за самокаты. Но видя, как они вредят людям, пересмотрела свои предпочтения. Если нет велодорожки, значит, и ездить на самокатах не положено. Пусть составляют новые правила пользования, но ни в коем случае это не должно вредить окружающим нас людям. Мой самокат пока стоит под замком».


Yelena Yerzakovich: «Нельзя по единичным примерам судить обо всех самокатчиках. Едут вдвоем, чтобы сэкономить, но в итоге проблема и для людей, и для самоката. Самокаты бывают разные и то, что тут пишут о развивающих скорость в 50 км/ч – чушь. Это уже не самокаты и их регулирование должно рассматриваться отдельно. У прокатных самокатов должно стоять ограничение скорости в 20 км/ч. И штрафы для тех, кто ездит вдвоем, так как это нарушение. Нужно в целом учить подростков вести себя на тротуарах и улицах аккуратно и правила должны знать все. Но это вопрос факультативов в детских садах и школах, и общей культуры. Все эти требования получения прав и запретов нереально контролировать, поэтому они бесперспективны».


Это только небольшая часть комментариев и предложений, их гораздо больше, от десятков до несколько сотен под каждой публикацией, под каждым постом, касающихся ДТП с участием самокатчиков, мопедистов и велосипедистов.



Но особенно большие проблемы и тревогу вызывают электросамокаты. Дискуссия идет бурная, мнения разные, но всех оппонентов объединяет одно – чтобы езда на них была максимально безопасной для всех: и для владельцев, и для автолюбителей, и для пешеходов, ведь  страдают не только последние, но и те, кто за «рулем», среди них тоже бывают увечья и даже летальные исходы.



Так, летом 2022 года в Алматы произошел трагический случай: насмерть разбилась 27-летняя девушка, которая утром ехала на электросамокате по проезжей части и врезалась в открытую дверь стоявшего у обочины автомобиля. Спасти ее не удалось, полученные травмы оказались несовместимы с жизнью.



В южном мегаполисе каждый месяц происходит в среднем десяток аварий с участием мопедов и электросамокатов. Чтобы избежать этого, одни предлагают категоризировать их по скорости и сдавать, к примеру, в аренду только с возможностью использовать со скоростью не выше 10 км/ч. Другие считают, что необходимо полностью запретить самокатчикам ездить по тротуарам. Третьи за то, чтобы штрафовать за поездку в неустановленных местах и так далее.


Мы хотим и будем развивать новый транспорт


За решение данной архиважной проблемы взялись и парламентарии. Так, депутат Мажилиса Сергей Пономарев сделал депутатский запрос по электросамокатам.




В приемные партии AMANAT поступают десятки обращений граждан с просьбой навести порядок в движении электросамокатов, которые активно конкурируют сегодня с пешеходами на тротуарах. Новые транспортные средства передвигаются с большой скоростью, в том числе по тротуарам и пешеходным зонам.



Ежемесячно на электронных площадках продаются десятки тысяч новых транспортных средств, а на рынок Казахстана активно заходят сервисы по аренде электросамокатов. В частности, в сферу самокатов зашел такой гигант как Яндекс, который является крупнейшим игроком на рынке такси.


Говоря об этом, депутат подчеркнул, что сегодня встал логичный вопрос безопасности пешеходов.



«У водителей самокатов пока нет ограничений по возрасту, психическому или физическому состоянию в момент управления. Нет четких требований к скоростному режиму и выполнению правил дорожного движения. При этом шеринговые компании утверждают, что происшествия или ДТП происходят только между самокатами и автомобилями. А пешеходов в этой статистике нет. Но учет пострадавших на тротуарах от наездов не ведется ни одним уполномоченным госорганом, потому что доказать вину самокатчика нет возможности. О ситуации на тротуарах мы можем судить только по собственному опыту, больничным сводкам и отдельным травматичным случаям, о которых пишут в социальных сетях или СМИ», – отметил Сергей Пономарев.




Между тем, по словам травматологов, в мегаполисах страны каждая больница ежедневно принимает в среднем 3-4 участника происшествий с электросамокатами. И это только те, кто озвучивают обстоятельства получения травмы.



«Наша фракция осознает важность экологичного вида транспорта, особенно в Алматы. Мы понимаем, что 50-60 тысяч поездок, которые совершаются на самокатах каждый день сегодня, а такие цифры нам озвучили представители шеринговых компаний, значительно снимают нагрузку на загазованность, пробки, пользование такси в южной столице. Но сегодня мы предложили первые шаги в регулировании движения этих транспортных средств, инициировав соответствующий законопроект. Так как безопасность пешеходов, обычных людей, которые идут по тротуару, у нас на первом месте», – заявил мажилисмен.



Но найти решение все же не просто. Полный запрет выезда электросамокатов на тротуары выгоняет, в том числе, неопытных водителей на проезжую часть. Запрет же движения по дорогам лишает возможности передвигаться с деловой целью. Разрешение езды по тротуарам при росте количества техники не оставит места пешеходам.


По словам Сергея Пономарева, депутаты в предложенном законопроекте нашли правовой компромисс, но это временная мера.



«Сегодня нам необходимо принять решение. Мы хотим и будем развивать новый транспорт, тогда нужно немедленно пересмотреть отношение к созданию для него инфраструктуры. Без нее в самое ближайшее время нам придется прибегнуть к усилению регулирования и, в конечном итоге, полному запрету электросамокатов и других новых средств мобильности. А они будут появляться с каждым днем», – считает депутат.



Для решения проблемы он выдвинул ряд предложений:



  • местным исполнительным органам провести ревизию специализированной инфраструктуры, пригодной для движения электросамокатов;

  • включить в проектную документацию и рассмотреть возможность выделения денежных средств на строительство инфраструктуры;

  • привлекать к созданию инфраструктуры для новых видов транспорта шеринговые компании;

  • оценить количество и частоту использования нового вида транспорта в своих населенных пунктах;

  • ввести учет происшествий с участием электросамокатов, хотя бы при обращении за медицинской помощью на уровне организаций здравоохранения;

  • Министерству внутренних дел завершить работу и запустить в промышленную эксплуатацию программу общественного контроля за соблюдением правил дорожного движения.


Депутата поддержали горожане и представители общественных организаций. Один из них – Искандер Алшинбаев, член «Общества владельцев электротранспорта» выразил желание принять участие в обсуждении законотворческой работы в области правового урегулирования электротранспорта и просит депутата оказать содействие по включению их в рабочую группу. Он призывает сделать нашу страну уютным и безопасным местом для всех граждан.



«Вопрос об инфраструктуре поставлен четко, но почему сейчас молчат про то, что люди ходят по велодорожкам? Многие неправильно смотрят на проблему, сразу требуя штрафовать пешехода, однако мировая практика показывает, что пешеход выходит на велодорогу потому, что тротуар в ужасном состоянии. И логичным выбором человека будет пойти там, где нормальная дорога. Инфраструктура важна», – отметил общественный деятель.



Он считает целесообразным создать отдельную категорию прав только на знание ПДД без практических экзаменов владения, и обязать все транспортные средства, которые  выходят на автодорогу, иметь права, подтверждающие знание ПДД. 


Лобби кикшеринга превосходит робкий голос пешеходов


Протяженность велодорожек в Казахстане не превышает 500 км и все они сконцентрированы в двух мегаполисах.



«Выделить для движения хотя бы цветом крайнюю полосу тротуаров тоже довольно сложно, учитывая их нестандартно маленькие размеры и изношенное покрытие. Есть вопросы и к состоянию обочин, проезжей части. К конструктивному соседству не готовы ни самокатчики, ни пешеходы, ни водители автомобилей», – отметила депутат Екатерина Смышляева.




Мажилисмен заявила, что с инфраструктурой вопрос не решается уже долгое время, и вряд ли будет решаться.  На фоне этой глобальной неготовности идет безграничный ввоз новых и новых моделей техники. Цена немаленькая, но в целом доступна. Эти покупки формируют парк личных электросамокатов, который пока нигде и никак не регистрируется.



«С другой стороны, на городское пространство наступают шеринговые компании. В мире кикшеринг является одним из прибыльных и капиталоемких видов бизнеса и его лобби-интересы во многом превосходят робкий голос пешеходов. Парк техники такие компании увеличивают кратно. При этом вовлекаются в процесс пользования самокатами неопытные и случайные люди, дети и подростки», – подчеркнула парламентарий.



Это та реальность, с которой мы сталкиваемся сегодня. Говоря об этом, депутат сообщила, что они уже приступили к первому этапу регулирования движения электросамокатов, потому что завтра может быть поздно.



«Сказать по правде, ни в одном законопроекте еще не сталкивалась со столь дерзким и агрессивным давлением бизнеса. При отстаивании своих интересов шеринговая индустрия даст фору многим отраслям и в буквальном смысле «переедет» любого», – отметила Смышляева.



На ее взгляд, если мы хотим развивать новый транспорт, тогда нужно сегодня же пересмотреть отношение к созданию для него инфраструктуры. Если не планируем развивать инфраструктуру, тогда нужно отважиться взять международную практику запрета.



 «Все остальное работать не будет. Мягкое регулирование мы будем вынуждены менять на жесткое, а при росте числа пользователей и развитии бизнеса это будет очень болезненно», – резюмировала депутат.



А пока самокатчики делят дорогу с автолюбителями и пешеходами


Владельцы электросамокатов согласны с тем, что взаимоотношения между пешеходами, водителями и самокатчиками давно уже пора урегулировать в законодательном порядке. По их мнению, взаимное неуважение и безответственное отношение к ПДД могут стать серьезной причиной многочисленных конфликтов. Они за то, чтобы дальше развивать инфраструктуру для мобильного транспорта.


Но есть и другое полярное видение решения проблемы. Так, одни горожане просят навести порядок с мопедами, запретить им ездить по улицам, «пока не превратили Алматы в кишащий мопедами азиатский юго-восточный город. Без доставщиков можно обойтись, это не социально важная профессия». Другие указали на то, что велодорожки у нас проектируются и строятся некачественно, их никто не обслуживает, не следят за соблюдением ПДД. Есть и такое мнение, что «пешеходы – самая бесправная категория горожан. Лобби электросамокатов сильное, а лобби пешеходов никакое».



Акимат г. Алматы поэтапно решает проблему с электросамокатами, с выделением места для их парковки, передвижения. Так, в Алматы до 2030 года планируется обустроить более 185 км велоинфраструктуры и увеличить ее протяженность в 2,5 раза, то есть до 262,8 км. В 2024 году – до 190,9 км, в 2026 году – до 223,6 км, в 2030 году – до 262,8 км.



А пока многие самокатчики будут делить дорогу с водителями автомобилей и с пешеходами. И те, и другие им не рады…


Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!




 

Ваша реакция?
Нравится
0
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

18:32

18:21

17:55

17:45

17:39

17:31

17:14

16:56

16:29

16:02

15:33

15:05

14:42

14:19

13:51

13:26

12:58

12:35

12:13

11:46

11:24

11:03

10:42

10:21

10:02