В своем выступлении Президент отметил необходимость усовершенствования государственной символики, причем особый акцент он сделал именно на региональных гербах, заявив, что в настоящее время большая часть из них не соответствует элементарным требованиям и канонам.
Региональная символика – флаги, гербы и логотипы – часто подвергается критике не только со стороны экспертов в области геральдики, но и со стороны рядовых граждан, которые также не могут спокойно наблюдать тот факт, что символами городов и целых регионов является нечто, что трудно вообще назвать символом.
«Герб» с фотостока
Самые последние и актуальные примеры – это гербы новых областей Улытау и Жетысу. Причем если новый символ области Жетысу еще как-то похож на герб, то картинка области Улытау к классическому определению герба не имеет вообще никакого отношения. Кроме того, как только утвержденный «герб» был представлен широкой аудитории, сразу же разгорелся скандал. Мало того, что «герб» оказался логотипом, так еще и основа для него была скачана с обычного фотостока – специального сайта, где за небольшие деньги можно купить изображение, которое впоследствии используется дизайнерами в своих работах. И этот скачанный фрагмент, как оказалось, используется в логотипах очень многих компаний. Качество получившегося в итоге изображения также пришлось людям не по душе. Сказать, что логотип просто получился некрасивым – значит очень сильно сгладить углы. Цвета, которые совсем не сочетаются друг с другом, странный шрифт и прочее – проще говоря, получилось крайне плохо, не говоря уже о том, сколько денег было на это потрачено. К новому гербу области Жетысу также много вопросов, начиная с его крайне примитивного дизайна и заканчивая соответствием геральдическим стандартам и нормам.
Гербы новых областей далеко не единственные примеры плохого качества региональной символики. Выискивать плохое не приходится, оно лежит на поверхности. Достаточно взглянуть на гербы Актобе, Караганды, Шымкента и многих других городов и областей.
Корень проблем
Помимо дизайна нашей региональной символики, у нас есть еще одна большая проблема, которая, пожалуй, является корнем всего остального. У нас полностью отсутствует государственная политика в области геральдики и вексиллологии. У нас нет ни стандартов (за исключением государственного герба), ни внятного государственного ведомства, которое могло бы регулировать данные вопросы (за исключением Комиссии при Президенте, имеющей лишь консультативно-совещательный статус). Из этого и выходят все остальные проблемы, самая большая из которых – серьезная путаница и полное непонимание того, что есть герб, что есть логотип, что есть флаг, а что есть все остальное.
Проблема первая. В некоторых регионах один и тот же герб может использоваться как символ и области, и населенного пункта. Самый яркий пример – герб города Атырау. Почему-то очень часто он используется и для обозначения Атырауской области, в том числе и на многих государственных сайтах. Отдельно утвержденного герба Атырауской области у нас почему-то нет.
Проблема вторая – путаница между тем, что такое герб и что такое логотип. Есть у нас регионы, в которых есть как собственный герб, так и собственный логотип (например, Алматы и Шымкент). Есть регионы, у которых только герб. Но есть и регионы, в которых логотипы почему-то утверждены в качестве гербов (камень в огород ранее упомянутой области Улытау, а также Акмолинской и Актюбинской).
Проблема третья. Если у регионов должен быть флаг и герб, значит, они должны быть у всех регионов без исключения. Или же у всех должен быть только флаг или только герб. Либо же вообще не должно быть ничего. Это и есть единый подход. Но что мы видим на примере наших регионов? У кого-то, как, например, у Усть-Каменогорска, Алматы и Павлодара, есть и то, и другое. У кого-то, как, например, у большей части наших областей, есть только герб. А у кого-то нет ни того, ни другого (опять же, вспомним Атыраускую область).
Надо признать, в сфере геральдики у нас очень много проблем. Мало того, что нужно разрабатывать и утверждать стандарты, определять единый подход и формировать государственную политику, создавать уполномоченный регулирующий орган, необходимо также делать кардинальную ревизию всего, что понаутверждали за последние 30 лет.
Два подхода
Готового рецепта, к сожалению, нет. Но нужно понимать, что геральдика – это практика и наука, созданная в Европе. У нее есть свои каноны, стандарты и традиции. А это означает, что при обновлении нашей региональной символики мы не должны искать какой-то свой «особый путь». Не нужно помещать на гербы негеральдические фигуры. Не нужно помещать туда странных, еле узнаваемых зверушек, орнаменты (которые там вообще не к месту), делать щит герба круглым, лепить на него какие-то объемные фигуры, использовать в гербах фотографии (это уже камень в огород Алмалинского района Алматы) и, самое главное, надписи с названием региона.
Нужно четко следовать европейским стандартам и правилам, которые часто предполагают минимализм и фигуры в конкретном, абсолютно четко определенном стиле. И самое главное, отказаться также и от советской геральдической традиции (да, в СССР с геральдикой также было все очень плохо), на которой во многом базируются существующие региональные гербы.
Если же говорить о смысловом наполнении, то здесь надо понимать несколько простых вещей. Герб региона – это прежде всего его символ, один из элементов уникальной идентичности. Соответственно, герб должен содержать нечто, что может сделать регион узнаваемым и выделяющимся среди всех остальных. Проще говоря, смотря на герб, например, Шымкента, мы должны сразу понять, что это Шымкент, а не Павлодар. И в то же время герб должен иметь глубокие исторические корни и какую-то преемственность. И тут есть два подхода.
Казахстанская геральдическая традиция берет начало в Российской империи, когда у каждой области и даже некоторых городов на территории нашей страны были собственные уникальные символы. И, что самое удивительное, эти гербы вполне конкретно отражали местную специфику. К примеру, на гербе Уральской области были изображены бунчуки – традиционные символы власти тюркских и монгольских ханов. На гербе Петропавловска был изображен казахский мужчина, ведущий верблюда.
Эти гербы полностью соответствуют всем геральдическим канонам и традициям, а значит, не придется изобретать все заново. И самое главное, они отражают региональную и казахскую идентичность.
Не нужно воспринимать эту символику как колониальное наследие, лучше посмотреть на примеры других постсоветских государств. Например, почти половина региональных гербов на Украине была впервые утверждена во времена именно Российской империи. И в несколько измененном виде они продолжают существовать в качестве гербов и в настоящее время (например, гербы Сум, Запорожья, Харькова и многих других городов и областей). Гербы уже стали символами этих регионов, и никто не собирается их изменять.
Если мы говорим о втором подходе, то можно разработать и создать региональную символику заново, не делая никаких исторических отсылок, но соблюдая все геральдические каноны и традиции. Такой подход использовала, например, Эстония. Большинство гербов уездов были разработаны и утверждены в период Первой Республики, примерно в 1930-е годы. До этого Эстония не имела собственной геральдической традиции (за исключением опять-таки российской и датской), равно как и независимого государства. Соответственно, геральдическая традиция, также как и административно-территориальное устройство, была создана с нуля. Все уездные гербы Эстонии имеют единый стандарт и одинаковую форму. Отличаются лишь цвета гербов и геральдические фигуры на них. Уездные флаги и вовсе одинаковые: белая полоса сверху, зеленая снизу. Отличает их лишь герб уезда, помещенный в центр флага. Такой подход также может быть интересным и вполне подходящим для нас, если мы, к примеру, будем против того, чтобы продолжать геральдическую традицию Российской империи.
В любом случае, какой бы подход ни был выбран, реформировать региональную символику нужно. И лучше сделать это как можно скорее. Самое главное – не повторять предыдущие ошибки и следовать всем правилам.
Мади ОМАРОВ, эксперт
Статья опубликована в №85 от 18.07.2023 газеты «Вечерний Алматы» под заголовком «Правила символизма».