Во всех смыслах яркий пример креативной экономики по-алматински. Традиции двух народов объединила в своем творчестве Марина Набиулина. Она создает уникальные «казахские матрешки» с сакральным смыслом.
В авторских сувенирах мастер объединила два на первый взгляд совершенно разных этнических направления – традиционные русские матрешки, облаченные в казахскую национальную одежу и украшения. Но, по словам самой художницы, в этом нет ничего удивительного: Казахстан – многонациональная страна, в которой дружно проживает множество этносов, и смешение традиций здесь обычное дело.
– Декоративной росписью по дереву я занимаюсь уже более 25 лет. Это моя профессия, в которой стараюсь сочетать мастерство и творчество, делаю работу на заказ и в то же время имею достаточно свободы, чтобы придумывать что-то свое, новое. Мне всегда нравилось искусство орнамента, этнография, древние эзотерические учения и природа, – говорит Марина.
Еще студенткой она начала работать в конструкторско-технологическом отделе народных художественных промыслов при заводе «Зергер», где мастера расписывали миниатюрные фигурки персонажей из казахских сказок и преданий.
– Во времена перестройки завод распался, и я стала свободным художником, – вспоминает мастерица. – Заказывала фигурки из дерева токарю, и после расписывала. Оформленные работы сдавала в художественные салоны на реализацию. В одном из таких магазинов арт-менеджер подарил мне мешок заготовок матрешек и предложил расписать в казахском стиле. Идея мне понравилась, и я села за работу. Первые экземпляры были незамысловатыми, но их все равно быстро раскупили. Мне хотелось, чтобы казахские матрешки были оригинальными, но при этом достоверными. Я стала покупать книги по истории костюма, изучала образцы народного искусства в музеях и библиотеках. А лица искала повсюду: на улице, в автобусах, среди знакомых.
Правда, портретного сходства не добиваюсь, стараюсь сделать что-то характерное, типичное для казахской народности.
– Сам процесс росписи медитативный, когда расписываешь одну куклу, появляются идеи для другой или для целой серии. Изучение архивных материалов, фотографий, посещение выставок, работы современных художников, заметки в интернете – все это может стать толчком для создания чего-то нового. А энергию и вдохновение дает природа и общение с разными людьми.
В своей работе автор использует несколько вариантов росписи. Например, есть комплект женская матрешка, которая состоит из кукол в костюмах разных возрастов: самая старшая в меховой шапке борик и кимешеке, вторая в белом платке с кистями, третья в девичьем головном уборе касаба, четвертая в шапочке такия, а пятая в тюбетейке или без, так как маленькая еще. Но все они в нарядных костюмах с орнаментом.
Есть семейный комплект матрешек «Қазақ отбасы», где самая большая кукла – аке (папа), потом ана (мама) и детишки в народных костюмах. В некоторых семьях есть ата (дедушка) и аже (бабушка).
– Простор для творчества большой. Есть матрешки тематические, например, «Девушка-весна» с тюльпанами и пейзажем. А есть даже матрешки с изображениями звезд казахстанской эстрады, – говорит мастерица.
Создание таких сувениров – дело непростое. Требует внимательности, так как некоторые детали прорисовываются в миниатюре, и любое неловкое движение кисти может испортить всю работу.
– Чтобы расписать матрешку, прежде всего нужна заготовка. Заготовку вытачивают на токарном станке, обычно из липы или березы. Это светлое дерево с ровной фактурой, очень близкой к цвету кожи. Затем заготовка проклеивается, чтобы краска хорошо ложилась на поверхность и не растекалась по волокнам, шлифуется шкуркой и начинается роспись, и то не сразу. Сначала возникает замысел, потом наносится рисунок, а затем акриловыми или гуашевыми красками идет работа в цвете, тонкой кисточкой прорисовывается лицо, наносится орнамент. Когда роспись окончена, изделие покрывается прозрачным лаком в несколько слоев для прочности, – делится художница.
Самым необычным и запоминающимся, по словам мастерицы, был заказ на двадцать портретных матрешек.
– Заказчик захотел сделать к своему юбилею кукол-матрешек в костюмах разных народов, но с изображением своего лица в разном возрасте. Лица рисовал мой партнер, а я придумывала и расписывала костюмы. Среди них были корейский, русский, казахский, украинский… Работа непростая, ведь нужно было не только найти достоверные костюмы, но и стилизовать их под форму так, чтобы они соответствовали выражению лица и возрасту. К тому же сроки были ограничены. Но мы справились, а я узнала много нового о традиционной одежде разных народов, – улыбается Марина.
Сейчас заказы на ее изделия поступают не только из разных регионов страны, но и из-за рубежа.
– Вот только недавно шесть кукол-пар «Жених и невеста» размером 15 сантиметров отправились в Испанию. Несмотря на трудности с доставкой, матрешки все же добрались до своего нового дома, – рассказывает Марина.
Кроме матрешек Марина много времени уделяет росписи казахской национальной посуды. В свободное время увлекается фотографией и видеомонтажом. Сейчас в ее планах открыть авторские курсы по росписи деревянных изделий. Желающие обучиться этому необычному мастерству уже есть.