Изучением и возрождением красивого ремесла занимается алматинец Алияр Байетов.
Раньше по браслету, серьгам или кольцу можно было определить регион проживания, социальный статус и даже принадлежность к роду. Современные украшения казахстанских ювелиров вобрали в себя древние сакральные смыслы и нынешние взгляды. Алияр Байетов может сделать украшение в любом стиле: от авангарда до классики, но особая его любовь – это ювелирные украшения в казахском национальном стиле. Автор не просто слепо копирует традиционные мотивы, узоры и стиль номадов, а воссоздает и возрождает казахские традиции древних мастеров, делая их трендом современности.
Сегодня, как и столетия назад, традиционные казахские ювелирные изделия создаются из серебра и золота. Они могут быть инкрустированы драгоценными и полудрагоценными камнями или самоцветами.
– Бывает, что изделия заказывают и в другие страны, в основном наши соотечественники, живущие сейчас за границей, которые стремятся сохранить традиции своего народа. Я всегда подробно объясняю, что означает тот или иной орнамент, форма или камень, как правильно носить украшение, кому оно подходит, – делится Алияр Байетов.
Издревле считалось, что украшения оберегают от злых духов, очищают и исцеляют. В жизни тюркских народов было три главных события: рождение, женитьба и смерть. С ними связаны главные ювелирные традиции.
– Первое украшение в жизни девочки – амулет yкi аяк («совиные когти»), который вешался на люльку. А первые серьги для маленьких девочек должны были оберегать от голосов потусторонних сил. Они делались из серебра. Во многих культурах серебро наделяется магическими свойствами, а когда оно темнеет, это считается знаком того, что с организмом что-то неладное, – рассказывает мастер.
До замужества украшения девушки с каждым годом становились все ярче и массивнее, символизируя расцвет юной красавицы и привлекая внимание женихов. Первые золотые серьги на уши невесты надевала сваха, что означало – девушка занята и вот-вот выйдет замуж. Самые роскошные украшения она надевала на свадьбу. Ювелирные наборы невесты весили около трех килограммов. Считалось, чем больше серебра, тем чище девушка.
– Замужние женщины обязательно носили массивные серебряные украшения на груди. Казахи верили, что это убережет от сглаза и не даст прокиснуть грудному молоку у кормящих мам, – рассказывает специалист.
Еще одна древняя традиция – носить парные браслеты на каждой руке с юности до смерти. Они должны были быть сплошными, без обрывов. Считалось, что через пространство в браслете могут пробраться темные силы. Такие магические браслеты было принято передавать по наследству.
Как говорится, ювелирами за один день не становятся. Становлению мастера предшествовало профессиональное обучение ремеслу, многолетний опыт работы с драгоценными металлами и камнями, изучение новых ювелирных технологий и оборудования, знание модных трендов. Здесь нужны также навыки модельера, инженера, художественный вкус, постоянное совершенствование своего мастерства и глубокие познания истории ремесленных традиций.
Изучение Алияром на протяжении нескольких лет казахских узоров, орнаментов, истории жузов и племен, встречи с аксакалами позволили ему, к примеру, собрать по крупицам и воссоздать отличительные знаки (тамга) жузов и 48 родов.
В последние годы возрос интерес к изделиям ручной работы, в частности к казахским национальным украшениям. В век всеобщей глобализации, объединения экономик, стирания государственных границ одни тянутся к своим истокам, другие хотят выделиться, подчеркнуть свою индивидуальность, стиль. Как и много веков назад, сейчас аксессуары могут рассказать о характере и натуре человека гораздо больше, чем любые слова.
Статья опубликована в №78, от 29.06.2021 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Роскошь Великой степи".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!