В то время он участвовал в своих первых музыкальных конкурсах, выступая с гитарой, домброй и с вокальными номерами.
Олег с раннего детства проявлял недюжинный талант, любил петь, с четырех лет сочинял стихи и песни. Когда ему было лет семь, в Актобе с гастролями приехал оркестр Курмангазы, который произвел на мальчика неизгладимое впечатление, и тогда у него зародилось желание научиться играть на домбре профессионально.
С 13 до 18 лет Олег Никитин объездил с гастролями весь Казахстан и часть СНГ, будучи активистом антиядерного движения «Невада – Семипалатинск». Параллельно окончил музыкальную школу по двум классам – гитары и домбры, а затем музыкальный колледж имени Чайковского. В 2007 году стал финалистом четвертого сезона реалити-шоу SuperStar KZ.
В 2011-м, увидев выступление Олега на одном из городских мероприятий, мы пригласили его к нам в редакцию на интервью. В статье «Продолжение руки моей», опубликованной в номере 128 за 20 октября 2011 года, мы рассказывали о 23-летнем артисте, его профессиональном становлении и планах на будущее. На тот момент он уже успел создать семью и растил трехлетнюю дочь Владиславу.
Несколько лет назад Олег Никитин стал активно взрывать Интернет, на YouTube видеоролики с выступлениями русского домбриста и певца, красиво и проникновенно поющего казахские песни, набирали миллионы просмотров, в Instagram – до нескольких сотен тысяч. Люди ставят тысячи «лайков», пишут восторженные отзывы, благодарят артиста за его высокий уровень искусства и патриотизм. К 30-летию независимости республики Олега Никитина наградили медалью «Шапағат», а в прошлом году вручили медаль Международного содружества народной дипломатии (МСНД). Такой значимой наградой отмечены Димаш Кудайберген, Игорь Крутой и другие именитые личности за вклад в дружбу между народами.
Мы вновь пригласили Олега Никитина на интервью. У возмужавшего за 12 лет артиста многое изменилось в жизни, с супругой Вероникой они воспитывают уже трех дочерей – Владиславу, Злату и Ярославу. Олег за это время успел получить два высших образования – юридическое и психологическое.
Сейчас в репертуаре артиста около четырехсот кюев, а также более пятидесяти песен собственного сочинения, некоторые из них ротируются на радио. Самая известная – «Мама» на казахском языке, которую Олег написал в марте прошлого года.
– Олег, насколько продвинулся ваш уровень знания казахского языка за эти 12 лет?
– Честно говоря, я не замечал, это все происходит в таком свободном формате. Если ко мне подходят люди и начинают разговор на казахском языке, то я на нем и отвечаю. У меня достаточно активная гастрольная деятельность по городам Казахстана. Я рассказывал, что с 13 до 18 лет объездил всю республику, большую часть территории России, был в ближнем и дальнем зарубежье. Мы посетили более 6000 школ Казахстана и СНГ, около 2000 детских домов. Приезжали в какой-нибудь город и с неделю давали там концерты по 45 минут, ежедневно их набиралось 5–7. Потом из областных центров выезжали в районы, посещали села, аулы, деревни, и в казахстанской глубинке бывало такое, что по месяцу-два русской речи вообще не слышишь. Когда я попадал в среду, где нет русского языка,то достаточно свободно чувствовал себя в ней. Не скажу, что я правильно могу выразиться на казахском языке, но по крайней мере мне хватает моих знаний, чтобы донести свою мысль или понять собеседника, поговорить на определенную тему, рассказать о себе и так далее.
– Когда мы с вами встречались в 2011 году, соцсети еще не были так широко распространены, как сейчас. За эти 12 лет благодаря YouTube и Instagram вы стали известны далеко за пределами Казахстана.
– Каверы я перекладываю на протяжении 10 лет, просто никому этого не показывал, а в последнее время стал активно демонстрировать, особенно с появлением Instagram. Когда я представил в домбровом исполнении кавер на один из лучших хитов Казахстана «Девочка из города Караганда», он разлетелся по всей стране и в первую же неделю набрал 800 тысяч просмотров. Помимо казахстанской эстрады я переложил на домбру все самые лучшие мировые хиты – Depeche Mode, Deep Purple, The Beatles, Джонса Брауна, Криса де Бурга, Стинга и так далее. Когда ролики стали набирать просто ошеломляющее количество просмотров, люди стали писать мне, что их дети, услышав, что на домбре можно играть не только национальные кюи, но всю музыку – классику, казах- станские хиты, мировую эстраду, поступили на дом- бру, за прошлый и позапро- шлый годы их было около 600 человек. Мне каждый месяц об этом пишут по 20–30 человек. У домбры неограниченный потенци- ал. Несмотря на то, что у нее всего две струны, на них можно сыграть абсолютно все, что душа пожелает. Конечно, у гитары с шестью струнами больше возможностей гармонию богаче обыграть, но и на двух струнах можно саккомпанировать так, что есть что послушать, над чем подумать и удивиться, насколько многогранной бывает домбра. Я стараюсь на сегодняшний момент активно освещать именно ее многогранность и сейчас записываю на домбре испанский стиль фламенко, как Валерий Дидюля играет. Я этому в свое время научился на гитаре, а потом решил попробовать сыграть на домбре, и это очень классно получилось, просто фантастически. Когда играешь Besame mucho на домбре, это нечто!
– На концертах вы встречаетесь со своим коллегой Акын Акынычем – домбристом Андреем Фендриковым?
– Мы с ним не так часто пересекались, несколько раз всего, хотя давно уже выступаем. Наверное, организаторы считают, если пригласили одного из нас, то зачем приглашать другого? Хотя у нас разные направления, Андрей поет чисто под домбру, а я выступаю как профессиональный музыкант. По факту мы бы вдвоем хорошо на мероприятиях поместились.
– Если бы еще айтыс устроить между вами, чтобы вы могли на ходу сочинять…
– Скорее не айтыс, а тартыс, потому что айтыс – это искусство импровизации, высший пилотаж. Я считаю, что айтыс могут исполнять поистине гениальные люди. Я сам пишу стихи и песни, поэтому не понаслышке знаю, насколько сложно бывает поймать вдохновение. Ты можешь написать стихотворение за несколько минут, а можешь завершить его через несколько месяцев или лет. А у айтыскеров как будто чакра какая-то открывается, они могут часами без остановки состязаться в своем поэтическом искусстве на разные темы, это удивительно… Я с четырех лет пишу стихи и хочу издать первый сборник. У меня уже есть около 60 песен, стихов около трехсот. Некоторые свои авторские песни я представлю на сольном концерте, который готовлюсь дать осенью в честь 20-летия своей творческой деятельности у нас в Алматы.
Автор Индира САТБАЕВА
Статья опубликована в №86 от 20.07.2023 газеты «Вечерний Алматы» в рубрике «Айтыс исполняют гениальные люди».