Мусоросортировочный завод был запущен осенью 2018 года в рамках договора ГЧП, он был построен на собственные и заемные средства частного партнера.
В проект было вложено более 5,4 миллиарда тенге, в настоящее время он еще не окупил себя. Планируется, что частным партнером обязательства перед банками будут закрыты лишь к 2027 году.
Как работает завод
Мусоросортировочный завод находится в Алатауском районе рядом с ТЭЦ-2, далеко от жилых домов. На входе стоит шлагбаум с пропускным пунктом, который называется «электронная весовая», через нее проезжают машины. С помощью специальной программы операционного контроля мусоровоз взвешивают, чтобы определить, сколько отходов он привез. Стоит отметить, что если в мусоре есть радиационные вещества, срабатывает сигнал и машину повторно осматривают.
В сутки завод принимает около 200 мусоровозов, в месяц порядка 5,5 тысячи рейсов. Каждая машина привозит от одной до 6 тонн мусора за рейс, оплата – 5600 тенге за тонну.
Машины после взвешивания едут в ангар, куда сбрасывают мусор – там сотрудники завода сметают все на конвейер, который поднимает его на сортировочные линии. В сутки перерабатывается более 1000 тонн бытовых отходов.
– Завод работает в непрерывном режиме – 24/7. Стоит отметить, что на май 2022 года он отсортировал более 1 000 000 тонн отходов. Мусор сюда поступает со всех свалок города, у нас есть договоренность с компаниями. Согласно Экологическому кодексу РК, МВО запрещено вывозить отходы на полигон, соответственно, с заводом заключены договоры на прием отходов, – рассказал представитель консорциума мусоросортировочного завода Green Recycle Саян Акбалаев.
Комплекс состоит из четырех одинаковых линий. Загрузка идет одновременно на каждую из них. Подача мусора на линии осуществляется с помощью механических манипуляторов, которые равномерно укладывают отходы на линии. На заводе работает свыше 600 человек, основную массу составляет линейный персонал.
Сортировщики на первом этапе отбирают строительный мусор, затем – картон и крупные куски пленки. Следом стекло, которое делится на белое и цветное.
– Сама технология сортировки давно существует, прежде чем запустить завод, мы изучили зарубежный опыт. Сразу сжигать отходы – неправильно. Сортировка мусора – естественный процесс развития любой страны, – подчеркнул представитель консорциума.
Что делают с отходами
После сортировки отдельно отбираются пакеты-маечки, пакеты из полиэтилена низкого давления – цветные, бумага, ПЭТ-бутылки. Их моют, очищают, дробят и плавят в пластиковые гранулы. На завершающем этапе мощнейшие прессы легко превращают отобранные для последующей переработки отходы в десятки ровных квадратных брикетов, которые тут же доставляются на склад.
Стоит отметить, что весь отсортированный мусор продается алматинским компаниям для вторичного использования. Покупатели вторсырья не связываются с маленькими партиями и предпочитают брать сразу много – от 100 до 300 тонн.
– Выборка вторсырья из отходов более 15% и состоит из пластика, целлофана, бумаги, стеклобоя, металла и прочего вида вторсырья: ветки, древесина, отходы строительства и другие. Основная цель завода – уменьшение отходов, которые идут на захоронение на полигон для сжигания. Четыре года на полигон доставляется на 20% меньше мусора, чем ранее, – отметил Саян Акбалаев.
Исходя из выборки, доля «хвостов» – непереработанного мусора, вывозимого на полигон, составляет более 80%. Необходимо отметить, что не весь вывозимый объем «хвостов» захоранивается, крупногабаритный мусор проходит через измельчение, потом полигон использует его для своих нужд.
Что в планах
По словам Саяна Акбалаева, руководство завода совместно с частным партнером в настоящее время исследуют вопрос производства альтернативного топлива из отходов – RDF.
RDF (refuse derived fuel) – это твердое восстановленное или вторичное топливо, подготовленное по специальной технологии из «хвостов» отходов, которое может использоваться для замены природного с целью снижения себестоимости выпускаемой продукции. При сжигании RDF происходит термическое разложение (пиролиз) сложных и опасных газообразных продуктов сгорания, превращающее их в обычные дымовые газы.
– Это решение позволит значительно сократить захоронение отходов на полигонах, минимизировать использование природных ресурсов. Также в дальнейшем позволит производить «зеленую» энергию. Уже сейчас на цементных производствах в Германии до 90% всего топлива – это RDF/SRF, так как теплотворная способность данного топлива достаточная: два килограмма RDF соответствует одному килограмму угля или 0,7 кубометра газа, – говорит Саян Абалаев.
Практика альтернативного замещения ископаемых энергоресурсов широко распространена за рубежом, что свидетельствует об успешности данных технологий.
Для реализации этого проекта требуется государственная поддержка: стандартизация продукции, налоговые послабления и субсидирование.
– Уже сегодня выборка вторсырья на МСК Алматы составляет более 15%, производство альтернативного топлива для цементных заводов позволит снизить захоронение хвостов с 85% до 30-40%, – отметил спикер.
В настоящее время ведется исследование данного направления: изучается опыт России, Турции и ряда европейских стран. В случае успешного результата производства RDF/SRF возможно масштабирование по республике, что является здоровой альтернативой мусоросжиганию.
Статья опубликована в №81, от 16.07.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Зелёное будущее".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!