Как решаются экологические проблемы в Алматы

Как решаются экологические проблемы в Алматы

Общественники бьют тревогу – из-за того, что алматинцы мусорят на природе, мы рискуем превратиться во вторую Индию, которая не может справиться с экологическим бедствием.


Художник, общественник Анастасия Рыболова живет в Алматы, но выросла в городе Конаев, бывший Капчагай. Она на протяжении нескольких лет занимается проблемой замусоренного побережья Капчагайского водохранилища. 


– Эту проблему пытаются решить местные власти. Рабочие убирают мусор по утрам в 8.00, к тому моменту вороны уже растаскивают все по пляжу. На самом деле, сколько бы ни убирали, пока не ужесточат правила – ничто не изменит народ. Просто на одном только городском пляже протяженностью в 3 километра летом в день отдыхает 15-20 тысяч человек, даже некуда сесть. Но при всей загруженности территории там стоит всего десять бочек для мусора, вывоз которых делался только по утрам, когда люди уже приезжают отдыхать. Все привозят с собой еду, но увезти отходы почему-то не могут. Щелкают семечки на пляже, выбрасывая кожуру, бычки втыкают в пляжный песок и прикапывают, мол, под ним не видно. По утру этот весь мусор лежит на пляже – кожура арбузов и дынь, огрызки от фруктов, а в воде плавают трусы, шлепки, салфетки, бутылки, стаканчики, а порой и подгузники с прокладками, – негодует Анастасия.


Она начала проводить акции по уборке пляжа среди населения за денежное вознаграждение.


– За каждые 100 бутылок была поставлена цена 200 тенге, каждые 100 крышек — 100 тенге. Но акция быстро закончилась, поскольку люди начали находить обходные пути и, чтобы заработать денег, привозили мусор еще и с территории города, и даже с помоек. Но даже при этом я выдала около 15 тысяч тенге. Дело в ментальности, над которой нужно очень серьезно работать, – считает общественница.


По ее словам, к началу открытия летнего пляжного сезона был проведен тендер и нанята организация по уборке городских пляжей города Конаев, но этой меры недостаточно, поскольку дисциплина у отдыхающих совершенно отсутствует.


– Как бы постыдно это все ни звучало, но увы, проблема выброса мусора совершенно никак не решалась, поскольку уборщики собирали мусор не вечером, а только утром, при этом не сильно стараясь. Капчагайское водохранилище – это, в первую очередь, резерв пресной воды, в которой гниют кучи мусора. Мы видим берег только с одной стороны, а ведь этот мусор уносит к диким зонам водохранилища. Почему, отдыхая за границей, мы не видим такой ситуации в туристических зонах и покорно исполняем законы, не мусорим, уважительно относимся к правилам, а у нас эти правила отсутствуют? – негодует она.


Она отметила, что мусорят не только на Капчагае, но и в таких знаковых местах отдыха, как Кольсайские озера, Чарынский каньон и другие. 


– Пять лет назад на Кольсайских озерах нельзя было шуметь, чтобы не напугать рыб и животных обитающих там. Мы разбивали лагерь в несколько палаток, наслаждались тишиной, пением птиц, шумом реки, а рано утром можно было увидеть, как дикий марал пьет воду на берегу озера. Сейчас там ситуация кардинально изменилась: в воде плавают стаканчики, окурки и салфетки. По пешим тропам в горах скидывают мусор со склона так, что к нему не подобраться. Под каждым кустом и деревом лежит мусор, и я была в шоке, когда увидела подгузник на склоне. Я уехала с болью за родные края и с нехорошим осадком, – вспоминает Анастасия.


На обратном пути домой, проезжая через Чарынский каньон, они увидели такую же ужасную ситуацию – ветра выдувают мусор в конец каньона, а в самом ущелье свалка. Подобная ситуация наблюдается в Черном каньоне – это смертельно опасное место на склоне, куда не подобраться, и оно полностью завалено мусором. 


– Конечно, в местах отдыха мусор убирается, но где же сознательность самих людей, что так делать нельзя? Почему многие считают должным бросить, где пришлось, и думают, что за ними уберут? Почему мы так активно рекламируем наши природные сокровища, но не задумываемся установить какие-либо правила, которые надо выдавать в виде листовок каждому, а на местах отдыха устанавливать баннера с информацией о штрафах за мусор. Ведь если начать с основных зон, где будет об этом информация – с этими мыслями люди пойдут дальше в свет, – считает Анастасия Рыболова.


Руководитель Отдела мониторинга экологии и охраны окружающей среды Галия Тулегенова считает, что баннеры не решат эту проблему, так как нет культуры и воспитания.


– Люди не задумываются, правильно ли, когда бросают мусор из машин в арыки и на дорогу, пакеты из квартиры оставляют возле урны на тротуаре. Я больше 15 лет говорю о привитии бережного отношения к окружающей среде с детства. В детских садах, начиная с трех лет, надо проводить пятиминутку о вреде мусора и что его нельзя бросать где попало. Также необходимо проводить классные часы в школах об этом, а дети, придя домой, обязательно скажут своим родителям, тогда взрослые задумаются. Ведь выучили же гимн, при его звучании детки встают и прикладывают руку к груди. Так и здесь – дети и родители научатся, самое главное, никаких вложений. При таком раскладе через 10-15 лет мы получим хорошее поколение, – говорит Галия Тулегенова.


Она добавила, что не хватает идеологии, которая бы прививала чистоплотность. 


– Даже на Кок Жайлау, Медеу, Кольсае – везде, где ступает нога человека, остается мусор. Но ведь дома люди мусор выносят, со двора вычищают и несут в контейнер. Так почему же, выходя из дома, люди ведут себя так? Почему они решили, что за ними кто-то обязан убирать и подметать? По всему городу в арыках, на тротуарах бутылки, салфетки, окурки и харчки.


Любая стационарная урна забита мусором, но люди умудряются загадить вокруг нее. Хотя у нас достаточно урн, контейнеров – дело только в сознании человека. Я переживаю за будущее своих детей, внуков. Педагоги боятся детям дать веник и попросить их подмести вокруг школы, потому что родители агрессивно настроены. Раньше у нас проводили субботники – школьники убирали территорию, белили деревья. Мы все выросли на этой идеологии, – говорит эксперт.


По ее словам, сейчас молодежь очень грубая и невоспитанная, им все равно – грязно или валяется мусор на тротуаре. У них нет осознания того, что чисто не там, где убирают, а где не мусорят.


– Я 33 года работаю в этой сфере и провела очень много встреч с людьми. Им очень тяжело объяснять о вреде экологии, есть, конечно, понятливые, но их мало. Сотрудниками природоохранной полиции за 2022 год на 200 миллионов тенге было составлено административных протоколов за нарушение правил благоустройства на юридические и физические лица. Можно вычистить мусор и навести порядок только жесткими мерами по отношению к нарушителям. Необходимо ввести пеший патруль в общественных местах и сразу составлять адмпротокол – вот выход, – считает Галия Тулегенова.


К слову, в нулевые в алматинских школах на классных часах проходили уроки по защите окружающей среды – учителя рассказывали детям о вреде мусора. Также при каждом классе действовал «зеленый» патруль, учеников делили на две команды – одна убирала территорию школы, вторая, разделившись на группы по 3-4 человека, патрулировала вокруг школы.


Каждая группа просила прохожих не бросать мусор – данная мера была весьма эффективна. Патрулировали все будни – каждый класс назначался ответственным в определенный день недели, поэтому «зеленая» дружина непрерывно функционировала. 


Статья опубликована в  №43 от 04.04.2023 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Накануне катастрофы".


Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится
0
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

21:19

20:27

19:13

18:22

17:31

17:03

16:28

15:59

15:10

14:43

14:16

13:46

13:21

12:58

12:39

12:11

11:41

11:19

11:00

10:55

10:41

10:36

10:18

10:02

09:34