Министр науки и высшего образования Республики Казахстан Саясат Нурбек рассказал о развитии цифровизации высшего образования, которое должно отвечать запросам учащихся.
– С точки зрения цифровизации в Казахстане в образовательных учреждениях все неплохо. Имеется базовая инфраструктура и достаточно сильный преподавательский состав. Что такое цифровой университет? Это не только сбор данных и выстраивание инфраструктуры, но и умение работать с ней. Она должна максимально персонализировать обучение – этакая Карта путешествия студента. С помощью цифровых технологий работа университета будет перестраиваться под запросы студентов и преподавателей. Первые университеты были массовыми, потом они стали персональными. Сейчас с помощью цифровизации студент может выстроить свое индивидуальное развитие, – отметил министр.
В августе прошлого года было снято жесткое ограничение по продолжительности обучения в вузах, раньше надо было учиться минимум четыре года и сдать 240 кредитов. Теперь на законодательном уровне университеты имеют право менять продолжительность обучения и студентам не придется тратить много времени.
– Было заключено соглашение с проектом Стэнфорда Coursera, которое позволит проходить эксклюзивные курсы студентам казахстанских вузов. В настоящее время их адаптируют под нас, что даст возможность выпускать высококвалифицированных специалистов. Мы хотим максимально вооружить студентов не только базовой программой, но и всем набором персонализированных навыков, которые им понадобятся в будущем, – подчеркнул Саясат Нурбек.
Международный эксперт в области образования и науки Алия Оспанова считает, что в стране очень огромный потенциал в развитии образования.
– Пандемия указала на большую роль цифровизации для обучения. Сейчас начали появляться корпоративные университеты. Образование на протяжении всей жизни – очень важное направление. Все проблемы нашего общества – из-за отсутствия образования. Чем больше в обществе будет образованных людей, тем более развитым оно будет. Цифровизация дает возможность углубить знания для студентов. К примеру, по дороге на учебу или перед сном студент может с помощью приложения улучшить свои навыки. Онлайн-образование – это правильные интегрированные курсы, которые позволяют получить хорошие знания. Когда мы научимся делать хорошие курсы, у студентов появится мотивация для обучения. Благодаря цифровизации у учащихся сокращается траектория обучения, – уверена она.
В свою очередь профессор Тимур Бакибаев раскритиковал переход к цифровизации, отметив, что надзорные органы мешают совершенствовать систему высшего образования.
– Для перехода к цифровизации высшего образования очень мало мотивации, при этом очень много проверок. Пока не произойдет полная цифровизация образования, ни студент, ни школьник не будут учиться, учитывая век технологий. На своем опыте скажу, что многие программы и меры в данной сфере не дают студентам мотивации для обучения. Основная проблема цифровизации – на онлайн-обучении студенты и школьники ленятся что-то делать. Я пришел к выводу, что у многих учащихся нет мысли о том, зачем они учатся и будут ли они потом работать по данной профессии. Я не принижаю роль высшего образования, просто говорю о фактах, – сказал Тимур Бакибаев.
По его словам, если курс доступен всегда на онлайн-платформах, его никогда не смотрят, и это принижает значимость знаний.
– У IT-школ и курсов есть преимущество – менторство. Учащийся может напрямую задать вопросы своему педагогу, получить консультацию в онлайн-режиме и освоить уроки, – объяснил спикер.
Статья опубликована в №34, от 11.03.2023 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Совершенство – не предел".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!