Горожан, полностью удовлетворенных работой общественного транспорта, в южной столице, наверное, нет.
Ежедневно в социальных сетях появляются жалобы на неудовлетворительную работу автобусов и троллейбусов. Пассажирам приходится долго ждать своей отправки в переполненном автобусе, неудобств добавляют постоянные заторы на дорогах.
В прошлом году Президент страны Касым-Жомарт Токаев на встрече с городской общественностью констатировал, что маршрутная сеть Алматы организована недостаточно эффективно.
Решая проблемы сообща
Транспортную проблему пытаются решить не один год как власти города, так и общественные объединения. К слову, некоторые предложения от общественников становятся проектами, которые постепенно воплощаются в жизнь.
Очередное совещание, посвященное проблемам и перспективам развития инфраструктуры общественного транспорта Алматинской агломерации, прошло в городском Общественном совете.
На слушания были приглашены представители Управления городской мобильности, транспортной инспекции, руководители ассоциаций перевозчиков и автобусных парков и другие.
Руководитель Управления городской мобильности Сагындык Телибаев рассказал участникам встречи, что сегодня в мегаполисе и на его окраинах работает более 20 предприятий пассажирского транспорта. В распоряжении у них находится более 2100 автобусов, курсирующих по 160 регулярным маршрутам. Однако потребность, по данным городского акимата, составляет порядка 1200 единиц автобусов.
В 2023 году истекает срок эксплуатации 360 автобусов. В 2025 году количество списанной техники вырастет до 952. Именно поэтому автобусы то и дело сходят с маршрута.
Разгрузить районы
О необходимости передислокации автовокзалов на границу города в Алматы заговорили еще в 2007 году. По задумке авторов идеи, это позволило бы улучшить экологическую обстановку в мегаполисе и частично решить проблему с загруженностью городских дорог.
Сейчас, по сведениям Сагындыка Телибаева, ведется разработка проектно-сметной документации строительства двух новых автобусных парков. Один из них будет находиться на Кульджинском тракте, севернее проспекта Рыскулова напротив рынка «Жетiсу», второй – по улице Монке би восточнее улицы Онгарсыновой.
По проекту предусмотрено наличие автомобильной газонаполнительной компрессорной станции и инфраструктура для электрических автобусов.
Также в городе намерены обустроить десять отстойно-разворотных площадок. Там создадут бытовые условия для водителей – места для приема пищи и санитарные узлы. Они будут находиться: в мкр. Саялы-2; мкр. Жас Канат, улица Баймаганбетова; мкр. Кокжиек; мкр. Шанырак, улица Утемисова; мкр. Айнабулак, улица Павлодарская; мкр. Казахфильм, улица Исиналиева, мкр. Кок-Тобе, конечная; мкр. Хан-Тенгри, улица Кенесары хана; проспект Алатау, выше проспекта Абая; улица Кожабекова.
ПСД проекта завершат во втором полугодии 2023 года.
В ведомстве отметили, что при открытии новых автовокзалов маршрутная сеть будет корректироваться по мере необходимости с учетом пассажиропотока.
Линии ЛРТ
Сагындык Телибаев сообщил, на каком этапе находится проект строительства легкорельсового транспорта (ЛРТ) и будет ли проводиться новый конкурс на реализацию этого проекта.
Ранее сообщалось, что до 2040 года в Алматы планируют построить три линии ЛРТ.
– Согласно генплану, предусмотрено три этапа реализации проекта ЛРТ. Первый – от улицы Момышулы, где у нас будет предусмотрено электродепо для ЛРТ, до Толе би. Вторая линия будет до рынка «Барлык», третья – до Талгарского тракта. Оттуда по Жарокова хотим подняться до Казахфильма. В этом году планируем начать разработку технико-экономического обоснования, затем – проектно-сметной документации, и потом будет объявлен конкурс на строительно-монтажные работы, – сообщил Сагындык Телибаев.
Эксперты в области транспорта спросили, как поступят с работой, проделанной в течение последних пяти лет, по подготовке проектной документации и конкурсу на выбор подрядчика. Глава ведомства ответил, что понадобится новый проект.
Парковки – вверх
В Алматы будут строить многоуровневые парковки. По информации руководителя ведомства, сам проект возведения многоэтажных автостоянок находится на стадии планирования. При этом рассматривается два вида парковок: механизированные и капитальные (классические).
В механизированных автостоянках применяются специальные устройства для эффективного использования пространства. В том числе в таких зданиях могут находиться не только места для авто, но и вспомогательные сервисные помещения.
Отмечается, что проект механизированных парковок является пилотным и находится на стадии проработки. Также определяются оптимальные локации и проводится техническая экспертиза. По капитальным парковкам проводятся экспертизы по застройке. Количество парковок будет определено после разработки проектно-сметной документации.
Новые развязки
Сагындык Телибаев сообщил о ходе строительства развязок и пробивке крупных магистралей. По его словам, сейчас в городе активно ведутся работы на трех развязках.
Первая – на пересечении улицы Бухтарминской с Кульджинским трактом.
– Проектная стоимость строительства данной развязки – 22,3 миллиарда тенге. До этого уже было освоено 19,9 миллиарда тенге, в этом году выделено дополнительно 2,4 миллиарда.
Готовность объекта на сегодня составляет 90 процентов, а запустить движение по развязке планируем в июне 2023 года, – пояснил спикер.
На развязке по улицам Сейфуллина – Жансугурова, по словам главы управления, были трудности при строительстве, связанные с выкупом участка. На сегодня все участки выкуплены. С подрядчиком, который работал на объекте с 2017 по 2022 год, управление разорвало контракт, новым подрядчиком является компания ДСУ-13. Готовность объекта составляет 30 процентов. По договору срок завершения объекта – август 2024 года, однако, по словам Телибаева, планируют запустить движение на участке до конца 2023 года.
Проектная стоимость строительства развязки по улицам Саина – Монке би – 12,1 миллиарда тенге. Как заметил руководитель управления, запуск участка поможет разгрузить улицу Момышулы, отведя часть транспортного потока. Готовность проекта составляет всего 10 процентов. На этот год запланировано устройство тоннельной части, съездов и наружного освещения. Однако по плану развязку должны запустить уже в декабре текущего года.
Под землей
Алматы сегодня невозможно представить без метрополитена. В сутки им пользуется порядка 85 тысяч пассажиров. Метро позволяет избежать транспортного коллапса в городе. Пару лет назад проект строительства новых станций в западной части Алматы был пересмотрен. Наурызбайский район стал активно застраиваться, и линию решено было продолжить не по улице Ашимова, а значительно дальше – вдоль проспекта Алатау. Здесь в ближайшем будущем предполагается построить четыре станции. Первая получила название «Калкаман».
Сагындык Телибаев сообщил о развитии сети метро в Алматы и о том, насколько увеличились пассажиропоток и пропускная способность метрополитена за счет новых станций и приобретения новых дополнительных составов.
– В прошлом году было возобновлено движение пригородного железнодорожного маршрута Алматы – Казыбек би – станция Узынагаш. Также введено в эксплуатацию две станции метро.
В связи с этим увеличилось количество пассажиров метрополитена с 35 тысяч до 85 тысяч человек в сутки. В этом году проведено усиление подвижного состава метро до десяти. В связи с этим интервал движения составил 6 минут 12 секунд.
Дороги – в порядок
Сагындык Телибаев сообщил, где будут проведены обособленные автобусные полосы.
– В этом году разрабатывается проектно-сметная документация по продолжению строительства БРТ по улице Желтоксан до проспекта Райымбека. Свое начало линия будет брать от рынка «Барлык» до восточных ворот по Кульджинскому тракту, до рынка «Жетiсу», – отметил руководитель ведомства.
Он также добавил, что в рамках агломерации ведутся работы и проектируется шесть радиальных дорог – улица Монке би, проспект Абая, улица Саина, проспект Рыскулова, а также улицы Северное кольцо и Тлендиева. Эти улицы будут пробиваться до границ города.
По словам Сагындыка Телибаева, в рамках среднего ремонта планируется отремонтировать 200 километров дорог, это почти 220 улиц, в том числе 30 километров тротуаров.
– Строительство и ремонт дорог проводятся в каждом районе города. Средний ремонт дорог мы планируем завершить до начала учебного года – к 1 сентября, – отметил он. – Помимо этого, в текущем году начнется реконструкция моста через реку Есентай. В настоящее время ширина моста – 11,5 метра, после реконструкции будет – 14,5 метра. Это улучшит организацию дорожного движения. На сегодняшний день пешеходы вынуждены переходить речку вдоль проезжей части, что небезопасно. Чтобы исправить это, мы отдельно выносим пешеходную и велосипедную зоны.
Статья опубликована в №56 от 04.05.2023 газеты «Вечерний Алматы» под заголовком «Поедем быстрее».
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!