В беседе с журналистом Vecher.kz алматинский педагог отметила значительные изменения в образовании с момента обретения независимости.
Заместитель директора по учебной работе школы-лицея № 71 г. Алматы, учитель начальных классов Лариса Гильдюк имеет педагогический стаж более 26 лет. Обладатель звания «Лучший педагог 2018 года» активно участвует в общественной жизни города и вносит свой вклад в воспитание подрастающего поколения.
Накануне праздника, педагог подчеркнула особую значимость Дня независимости Республики Казахстан. По ее мнению, получение суверенитета дало возможность получать знания не только в Казахстане, но и за его пределами.
Независимость Казахстана позволила обмениваться опытом и сыграло решающую роль в формировании образовательной идентичности страны, создав базу для самопрезентации и самовыражения в современном мире. Это помогло организовать уникальную, разнообразную и инклюзивную образовательную систему, которая соответствует требованиям времени и нуждам общества.
"Лично я в своей работе стараюсь прививать ученикам правильные ценности: патриотизм, изучение родного языка и литературы, уважение к семье и старшим, этику, мораль, традиции. Имея в себе данные качества, наши выпускники будут реализованы и конкурентоспособны", – отметила учитель.
Интеграция традиций и национальных ценностей в учебный процесс способствует формированию у учащихся чувства гордости за свою культуру, понимание корней и укреплению моральных ориентиров. Это важный шаг к созданию сплоченного общества, считает Лариса Гильдюк.
"Также хотела бы отметить, что в нашем лицее День независимости всегда масштабно отмечается. На этой неделе в преддверии праздника прошел ряд мероприятий (челленджи, эссе, конкурсы и т.д.), главной целью которых является развитие у учащихся духовных качеств, воспитание патриотизма. Школьники и педагоги готовились к ним несколько недель", – подчеркнула педагог.
Говоря о том, что изменилось в системе образования Алматы с момента получения независимости, она отметила, что система образования претерпела много глобальных и положительных изменений.
"Во-первых, основной акцент сделан на изучение государственного языка, истории и культуры, что способствовало формированию национальной идентичности. Во-вторых произошло внедрение информационных технологий в образовательный процесс. Школы и вузы начали активно использовать цифровые ресурсы, что сделало образование более доступным и современным", – пояснила Лариса Гильдюк.
В последние годы в Алматы было реализовано несколько инициатив, направленных на улучшение качества образования к ним относятся: модернизация учебных планов, внедрение трехъязычного образования, развитие цифрового образования, создание современных образовательных центров, заключение международных соглашений, программы повышения квалификации педагогов, финансирование и инфраструктура, инклюзивное образование, программы оценки качества образования. Эти инициативы направлены на создание более эффективной и конкурентоспособной образовательной системы в Алматы, соответствующей современным требованиям и вызовам общества.
"Одним из важных достижений стало внедрение образовательных программ, ориентированных на развитие критического мышления, креативности и практических навыков среди учащихся, что соответствует требованиям нашего времени. Кроме того, стало активно развиваться STEM-образование (наука, технологии, инженерия и математика), было открыто множество специализированных школ и классов, направленных на подготовку квалифицированных специалистов для рынка труда. Надеюсь, что эффективная образовательная система станет ключевым фактором для дальнейшего развития страны и ее интеграции в глобальное сообщество", – отметила педагог.
Также она рассказала о трансформации методики преподавания в Алматы.
"Независимость Казахстана дала возможность развитию национальной педагогической науки. Ведущие специалисты, изучая международные достижения в области педагогики и опираясь на лучшие национальные традиции воспитания подрастающего поколения, разработали образовательные программы, соответствующие государственным интересам. Содержание программ стало включать в себя больше материалов по истории, культуре, языку и традициям Казахстана. Большие возможности для подрастающего поколения дает система трехъязычного обучения, делая нашу молодежь конкурентоспособной на мировом уровне", – считает Лариса Гильдюк.
На ее взгляд, формы обучения также претерпели изменения и носят теперь характер проектной деятельности, дискуссий, формируя критическое мышление и креативность. Внедрение информационных технологий расширило возможности получения информации из различных источников.
"В настоящее время мы наблюдаем, что казахстанские школьники регулярно занимают призовые места на международных конкурсах по точным наукам и IT. Можно ли сказать, что именно они через 10 лет станут основным костяком отечественного цифрового общества. Даже на примере нашего лицея мы можем судить о том, что наше будущее в надежных руках", – с гордостью говорит педагог.
Среди выпускников лицея есть победители республиканских и международных олимпиад по математике, информатике, робототехнике. Многие обучаются в престижных зарубежных вузах. Это свидетельствует о том, что казахстанские учащиеся уже конкурентоспособны на мировом рынке. В этом есть и заслуга педагога Ларисы Гильдюк.