В истории спецслужб Казахстана насчитывается немало героических славных страниц. Одной из них является участие наших разведчиков и контрразведчиков в афганской кампании, начиная с первых дней ввода советского контингента в декабре 1979 года.
Как сотрудниками КГБ оказывалась помощь местным спецслужбам и велось взаимодействие с частями 40-й армии, «Вечёрке» накануне 35-летия вывода советских войск из Афганистана рассказал полковник КНБ в отставке Талгат Амиргалиевич Амиргалиев.
– Для координации работы в Кабуле действовало Представительство КГБ СССР, которому подчинялись управления афганской спецслужбы «Хад» в провинциях, – вспоминает ветеран.
Нести службу Амиргалиеву довелось в провинциях Фарах и Саманган. Благодаря знанию фарси, он работал не только с афганскими коллегами, но и активно поддерживал контакты с местным населением.
Служившие в самых разных провинциях сотрудники КГБ участвовали и в боестолкновениях. Сопротивление моджахедов ежегодно возрастало, но, несмотря на трудности, никто не дрогнул, проявив стойкость и мужество.
Многие чекисты-казахстанцы были награждены боевыми орденами и медалями, в том числе и правительством Демократической Республики Афганистан. На парадном кителе Талгата Амиргалиева орден Красной Звезды и афганский орден «Звезда».
Ветеран-разведчик рассказал о специальной операции «Капкан», которую удалось провести вместе с афганскими сотрудниками госбезопасности.
В провинциях Фарах и Герат особенно зверствовал и издевался на пленными советскими солдатами один из главарей непримиримых моджахедов «М». Чтобы нейтрализовать бандгруппу, была проведена спецоперация, в результате которой удалось похитить главаря. В итоге «М» был осужден за бандитизм афганским судом.
Памятно также мероприятие в провинции Саманган, когда возле поселка Дальхаки были обнаружены ракеты от реактивных систем залпового огня. Переправить боеприпасы, каждый из которых был длиной более шести метров, в расположение ближайшей советской части не было возможности. Поэтому решили использовать оружие в оборонительных целях.
Прямо с насыпи, без использования рельсовой или трубчатой составляюще произвели залпы на расстояние более 40 километров в горную местность, где находились бандформирования. После этого на определенный период активность моджахедов спала.
Они, видимо посчитали, что местная власть усилилась новейшим оружием. За применение ноу-хау в боевых условиях Т. Амиргалиева срочно вызвали в Кабул, где он получил положительную оценку от главного военного советника ВС СССР генерала армии Валентина Ивановича Варенникова.
Заграничная командировка Амиргалиева длилась три года и он был в числе тех, кто последними в феврале 1989 года выехал в Советский Союз. Уходя из неспокойной страны, чекисты понимали, что органы государственной безопасности Афганистана достаточно окрепли благодаря помощи советских специалистов.
Затем уже в годы независимости Талгат Амиргалиев принимал участие в налаживании контактов по различным каналам с представителями различных кругов Афганистана. Какая бы ни была власть в Кабуле, для Казахстана эта страна имеет важное значение в плане сотрудничества по борьбе с наркобизнесом, международным терроризмом, развития торгово-экономических связей. Ветераны спецслужб, хорошо знающие местные нравы и традиции, сделали первые шаги для дальнейшего более широкого сотрудничества РК с Афганистаном. Развивали контакты с лидерами Северного Альянса и авторитетными фигурами в других провинциях и в Кабуле.
Накануне памятной даты Талгат Амиргалиевич вспомнил имена ушедших из жизни коллег из Казахстана, служивших в Афганистане и оставивших заметный след в истории спецслужб РК: Абдыгапар Дюсекеевич Мирманов, Булат Жакенович Дарибеков, Нариман Абишев, Токтархан Кузембаев, Саят Мухаметбаевич Мынбаев, Узакпай Кайнолданович Жаненов, Жанабай Сабитов, Константин Соснин. В специальном подразделении «Каскад» несли боевую службу разведчики Юрий Ермекович Коржумбаев, Кабдолла Ешенович Бекжанов и Наград Хасенович Сайкенов.
Расул Бахамов