Замир КАРАЖАНОВ, политолог:
– Слышащее государство – это не недостижимый идеал, не «Город Солнца» или «Утопия», а реальная модель, аналоги которой успешно работают во многих развитых странах, входящих в ОЭСР. Такое государство органично интегрировано в жизнь общества и связано с ним множеством нитей взаимодействия, чего не хватает бюрократическим и централизованным моделям госуправления.
Благодаря этому слышащее государство влияет как на качество и уровень жизни населения, так и доверие граждан к власти. Недаром говорят: «Родина – это там, где я живу, а государство – это то, как я живу».
Одна из главных и отличительных черт такого государства – компактность госаппарата. Это означает небольшое количество госслужащих на душу населения и отсутствие избыточных госструктур. Главное внимание уделяется качеству, эффективности и результативности работы чиновников и госорганов. Сегодня компактность госаппарата достигается благодаря цифровизации. Например, жители Эстонии могут обращаться в государственные органы через Интернет, что позволяет оперативно решать их проблемы. Электронный формат взаимодействия не только сокращает штат чиновников, но и делает систему прозрачной и удобной для всех. Обратная связь через цифровые платформы используется для формирования новых законов и инициатив.
Отличительной чертой слышащего государства выступает множество представительных органов власти и выборных должностей, что дает гражданам возможность влиять на формирование правительства и местных органов. Позиция населения учитывается и становится решающей при принятии важных для страны и общества решений.
В рамках слышащего государства нередко практикуют разнообразные формы прямой демократии, когда решения принимаются самим населением, как в Швейцарии – посредством голосования на референдуме.
В Исландии прибегли к электронному голосованию и онлайн-дискуссии при обновлении Конституции страны: каждый гражданин мог предложить идеи или внести поправки в обсуждаемый проект.
Слышащее государство можно определить по взаимодействию госорганов с неправительственными организациями. Контакты с НПО помогают выявлять проблемы населения, разрабатывать пути их решения и контролировать реализацию.
В Нидерландах и других странах ОЭСР государство тесно сотрудничает с экологическими и социальными НПО, включает их идеи в госпрограммы. Это партнерство укрепляет связи между обществом и властью, делая управление более адаптивным.
Еще одним маркером слышащего государства является прозрачность его работы. Каждый госорган предоставляет гражданам доступ к информации о своей деятельности: бюджетах, проектах, результатах работы, благодаря чему любой человек может провести независимый аудит на предмет его нужности и целесообразности. В Швеции, например, действует принцип открытых данных, позволяющий людям самостоятельно отслеживать госрасходы и эффективность работы чиновников.
Прозрачность подкрепляется обязательными отчетами государственных органов и регулярными встречами их руководителей с гражданами, что снижает коррупционные риски и укрепляет доверие общества к власти.
Подытоживая сказанное, отметим, что слышащее государство не только хорошо слышит граждан, но и активно вовлекает их в управление страной.