Конституционная реформа, начатая в 2022 году Президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым, повлекла за собой трансформацию выборного законодательства

Конституционная реформа, начатая в 2022 году Президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым, повлекла за собой трансформацию выборного законодательства Фото из личного архива спикера

О том, какие задачи стоят на предстоящий период, в интервью «Вечёрке» рассказала председатель территориальной избирательной комиссии города Алматы Айгуль Калыкова.

– Айгуль Оразовна, расскажите о трансформации избирательного процесса в Алматы, какие новшества будут внедрены в 2025 году?

– Конституционная реформа, начатая в 2022 году, повлекла за собой трансформацию выборного законодательства в целом. Все это широко освещалось в СМИ, обсуждалось экспертным сообществом. Изменились сроки избрания Президента с пяти лет до семи однократно. При выборах депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов были снова возвращены мажоритарная и смешанная избирательные системы, введен императивный мандат по отзыву депутатов. Кроме того, все депутаты Мажилиса избираются теперь напрямую населением. Раньше, как вы помните, девять мажилисменов избирались по квоте Ассамблеи народа Казахстана. Уже по новым правилам проводились выборы депутатов Мажилиса и маслихатов 19 марта 2023 года.

В законодательство также были введены статьи о выборности акимов. Так, осенью 2023 года в Казахстане впервые в пилотном режиме проводились выборы 45 акимов районов и городов областного значения.

Итоги электоральной кампании, реакция общественности на выборность глав местной исполнительной власти, работа избранных акимов были тщательно проанализированы.

Как заявил в своем Послании 2 сентября 2024 года Президент страны КасымЖомарт Токаев, впредь начиная с 2025 года акимы районов и городов областного значения будут избираться только через прямые выборы, которые будут проводиться по мере истечения полномочий действующих акимов. Это позволит повысить ответственность местных руководителей перед населением и укрепить общественное доверие. 

Глава государства подчеркнул, что политические реформы в Казахстане не являются разовой кампанией и будут продолжаться, если это необходимо для развития государства.

Вместе с тем выборы акимов районов в Алматы не проводятся, так как это не предусмотрено действующим законодательством о выборах по причине специфики городского управления. Алматы как крупнейший мегаполис Казахстана имеет особый административно-территориальный статус – город республиканского значения.

Несмотря на то, что в 2025 году в Алматы выборы пока не запланированы, территориальными избирательными комиссиями продолжается внедрение обучения участников избирательного процесса каскадным методом, направленным на повышение правовой грамотности и эффективности работы избирательных комиссий. Также большое внимание уделяется проведению обучения среди молодежи и школьников.

Много мероприятий было проведено в рамках Всемирного дня выборов, который традиционно отмечается каждый первый четверг февраля. Состоялись лекции, семинары, конкурсы, круглые столы, встречи с молодежью, единый классный час «Голос каждого важен: роль выборов в демократическом обществе» для учащихся 5–11-х классов школ города. Всего в 215 школах состоялось 7080 классных часов с охватом более 171 тысячи учащихся. Также был проведен II Городской конкурс «Лучшая избирательная система школьного самоуправления». Смотр направлен на поощрение участия школьников в демократических процессах и развитие навыков самоуправления. Всего в мероприятии приняли участие 835 представителей школьного самоуправления из 127 школ Алматы, что на 23 школы больше, чем в прошлом году. Учащиеся продемонстрировали отличную подготовку и слаженную работу в команде, знание и понимание выборного законодательства. Это очень радует, потому что сегодняшние школьники – будущий электорат. Среди них будущие президенты, депутаты и акимы.

Мероприятия, проводимые в рамках обучения, направлены в конечном итоге на повышение доверия граждан к избирательному процессу и укрепление демократических институтов в целом и будут продолжены и в дальнейшем.

– Международная практика показывает, что крупные мегаполисы, как правило, демонстрируют низкую явку избирателей. Наш город не стал исключением. Какие шаги предпринимаются для повышения явки избирателей, особенно среди молодежи?

– Да, низкая явка на выборах и на референдумах, это, к сожалению, проблема больших городов. Например, в референдуме 6 октября 2024 года по вопросу строительства АЭС из почти 1 263 600 граждан включенных в списки, приняли участие в голосовании порядка 318 600 человек. Итоговая явка по городу составила 25,21%. Низкая явка в Алматы обусловлена рядом факторов, таких как повышенная мобильность и занятость населения, недостаточная политическая активность кандидатов и политических партий. Ведь по закону агитацией занимаются именно кандидаты. Есть среди горожан и те, кто скептически настроен к политическим процессам, считая, что их голос не влияет на итоговые результаты, и как следствие, восприятие выборов как формальности снижает мотивацию участвовать.

Повышение явки молодежи на выборы – это важная задача для многих стран, поскольку молодежь играет ключевую роль в формировании будущего общества. Молодежь, особенно в Алматы, демонстрирует повышенный интерес к политическим процессам. Однако проявляет низкую активность в период электоральных кампаний

На мой взгляд, для повышения явки молодежи на выборы нужно сосредоточиться на информировании через социальные сети, создание позитивного имиджа голосования, партнерство с молодежными организациями, а также организации образовательных инициатив и дебатов, создание мотивации через поощрения и вовлечение молодежных лидеров. Важно также улучшить связь молодежи с кандидатами, политическими партиями и показать, что их голос может повлиять на будущее. Немаловажную роль играет внедрение новых технологий при голосовании, таких как электронные списки избирателей или электронное голосование. Думается, что с развитием цифровых технологий и методов защиты данных, возможно, эти вопросы будут решены.

И, конечно же, на явку избирателей влияет информированность населения о проводимых выборах в целом, о том, как, когда и где организовано голосование, а это уже работа участковых избирательных комиссий.

На этот момент особый акцент делает Центральная избирательная комиссия страны во главе с председателем Нурланом Абдировым. Он неоднократно поднимал этот вопрос и на совещаниях, и в своих интервью. 

В прошлом году при подготовке к референдуму членами участковых комиссий были доставлены разработанные ЦИК именные пригласительные практически каждому совершеннолетнему гражданину, включенному в список для голосования. Этому предшествовала большая подготовительная работа. Комиссии, используя данные, предоставленные районными акиматами, в прямом смысле слова подсчитали количество дверей, куда нужно будет постучаться, чтобы вручить приглашения. Всего по городу порядка 495 тысяч уникальных адресов. К этим мероприятиям, согласно статье 48 Конституционного закона «О выборах в Республике Казахстан», были привлечены участковые инспекторы полиции, которые обеспечивали общественную безопасность, а также безопасность членов комиссий при исполнении ими своих обязанностей.

В целом есть понимание, что только комплексный подход к повышению явки избирателей и информированности граждан о выборах может улучшить ситуацию в Алматы. Этот подход не только повысит уровень доверия к выборам, но и будет способствовать активному участию населения в демократическом процессе. Ключевым шагом к укреплению демократических институтов и повышению качества выборов является создание условий для вовлеченности граждан.

– Как проводится подготовка избирательных участков, и какие меры приняты для удобства избирателей? Какие условия создаются для лиц с инвалидностью?

– Подготовка избирательных участков проводится непосредственно перед выборами. Согласно закону участки и, соответственно, участковые избирательные комиссии, общее количество членов которых составляет почти 4400 человек, начинают свою работу за двадцать дней до выборов после передачи списков избирателей. В городе на данный момент 624 избирательных участка, из них 75 – специализированные, созданные в местах временного пребывания граждан: в больницах, санаториях, воинских частях и др. Нетрудно посчитать, что численность избирателей в среднем на один участок составляет более 2000 человек. Есть требование закона, чтобы на момент создания участка численность избирателей составляла не более 3000 человек. Поэтому проводится постоянный мониторинг, при необходимости открываются новые участки, вносятся изменения в их границы. Вот и в текущем году планируется создать как минимум 25 участков, так как численность избирателей в городе неуклонно растет

Особое внимание уделяется вопросам создания на участках максимально удобных условий для всех участников избирательного процесса, в том числе для лиц с инвалидностью.

Избирательные участки, как правило, размещаются в доступных общественных зданиях, таких как школы, университеты и объекты культуры, что обеспечивает удобный доступ для большинства избирателей. В городе создана специальная рабочая группа, в которую вошли представители избирательных комиссий, местных исполнительных органов, общественных объединений и организаций, занимающихся поддержкой людей с инвалидностью. Группа регулярно посещает избирательные участки с целью мониторинга их доступности: наличие пандусов, лифтов, тактильных указателей, удобных санитарных комнат и других элементов, необходимых для комфортного передвижения избирателей. На самом участке устанавливаются компьютеры с адаптированной информацией, наушники, есть лупы в кабинах для тайного голосования, а также обеспечивается доступ для тех, кто передвигается на креслах-колясках. Если выявляются недочеты, их стараются устранить сразу или направляют рекомендации для исправления.

Для удобства маломобильных избирателей в Алматы расширены услуги инватакси. Это позволяет людям с инвалидностью, включая тех, кто передвигается на креслах-колясках или имеет нарушения зрения, легко добраться до избирательных участков. Нужно просто подать заранее заявку. В день референдума в 2024 году в Алматы работало 100 специализированных автомобилей, что позволило гражданам с ограниченными возможностями комфортно и безопасно добраться до мест голосования.

Для людей с нарушением слуха в период голосования организованы услуги сурдоперевода. Для помощи на референдуме было задействовано 76 специалистов жестового языка, а также создан Call-центр, где помощь можно было получить через видеосвязь.

Для избирателей с нарушениями зрения предоставляются бюллетени с трафаретами и индивидуальные помощники, что позволяет им самостоятельно и конфиденциально выразить свою волю. 

Традиционное голосование на дому по заявлениям также остается в силе. Нужно вовремя подавать соответствующие заявки.

Важным шагом стала паспортизация объектов городской инфраструктуры. В 2023 году проверено 7,5 тысячи зданий, включая избирательные участки, чтобы убедиться, что они соответствуют требованиям доступности. Данные о каждом объекте вносятся в систему inva.gov.kz, что позволяет отслеживать и улучшать условия для маломобильных групп населения.

Все эти меры направлены на создание безбарьерной среды и обеспечение равных возможностей для всех жителей Алматы. Город стремится стать более инклюзивным, где каждый, независимо от состояния здоровья, может чувствовать себя комфортно и участвовать в общественной жизни. 

– Какие меры приняты для предотвращения нарушений и возможных фальсификаций?

– В Казахстане действительно усиливается внимание к вопросам обеспечения прозрачности и честности выборов. В Законе о выборах, Уголовном кодексе и Кодексе об административных правонарушениях есть статьи, в которых прописаны меры ответственности за выявляемые нарушения со стороны всех участников выборного процесса. Во время проведения обучающих семинаров мы акцентируем на этом внимание. У нас были случаи, когда за нарушения к административной ответственности в виде штрафов привлекались члены участковых избирательных комиссий.

Центральная избирательная комиссия Казахстана активно аккредитует международных и национальных наблюдателей для мониторинга выборов, что способствует повышению прозрачности и доверия к электоральному процессу. 

Гражданские активисты и политические партии также участвуют в мониторинге выборов, выявляя возможные нарушения. Это способствует повышению ответственности избирательных комиссий.

В день голосования проводится мониторинг СМИ, социальных сетей. Как только появляется материал, где говорится о возможных нарушениях, идет реагирование со стороны комиссии, публикуются разъяснения. То же самое и с обращениями граждан в избирательные комиссии. По закону ответ должен предоставляться после рассмотрения в тот же день немедленно. 

Граждане вправе обращаться также в суды и прокуратуру, если считают, что нарушены их права. Там тоже предусмотрен оперативный механизм реагирования, направленный на обеспечение прозрачности и законности избирательного процесса.

В целом избирательные комиссии во главе с Центральной избирательной комиссией страны, непосредственно участвуя в формировании легитимных институтов государственной власти, вносят свой вклад в дальнейшее развитие и становление независимого Казахстана.

Ваша реакция?
Нравится
5
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

17:04

16:45

16:26

16:07

15:48

15:29

15:10

15:08

14:51

14:32

14:25

14:21

14:13

13:54

13:35

13:16

13:16

12:57

12:38

12:19

11:55

11:50

11:31

11:12

10:53