Врач-волонтер рассказал о развитии добровольческого движения в медицине.
В год 30-летия Независимости страны в Алматы наращиваются волонтерские инициативы. Передовыми участками работы, где наиболее востребованы добровольцы, остаются лечебные учреждения. В основном в медицинских центрах волонтерами выступают студенты-медики и молодые ординаторы. В их числе – врач общей практики Городской поликлиники № 4 города Алматы, студент-ординатор КазНМУ имени Асфендиярова Тилеубек Нуридин. В минувшем году за бескорыстный и самоотверженный труд он был удостоен медали «Халық алғысы».
– Что для вас значит быть волонтером?
– Я вкладываю в это понятие самый прямой смысл: с латыни слово «волонтер» переводится как доброволец, который безвозмездно помогает людям. Это очень непростая работа, волонтеру приходится чем-то жертвовать. Поэтому человек, выбирающий путь добровольца, должен правильно мотивировать себя и быть уверенным, что его силы и время затрачиваются не зря, что все идет на пользу людям.
В Нур-Султане и Алматы развивается проект «Школа волонтеров-медиков». Я с моими однокурсниками и старшими коллегами участвую в этом проекте как преподаватель. За минувший год, который был объявлен в стране Годом волонтера, мы многих обучили, выдали сертификаты добровольцев-медиков. В школе студенты вузов и колледжей обучаются волонтерским навыкам. Волонтерская работа очень непростая и имеет свою специфику.
– Расскажите, в чем она заключается.
– Если конкретно о волонтерах в медицинской сфере, то они должны уметь ставить капельницы, делать инъекции и наряду с этим знать, как правильно разговаривать с людьми, разрешать различные ситуации – отчасти быть психологами.
Во время пандемии коронавируса эти навыки оказались очень востребованными. Когда заболеваемость достигла своего пика, более ста волонтеров-медиков работали в карантинных, инфекционных и провизорных стационарах. Я работал в карантинном стационаре. Он был оборудован специально для наших граждан, приехавших из-за рубежа. В то время границы были закрыты и специальными чартерными рейсами из разных стран наши люди возвращались на родину. Именно их мы и встречали в аэропорту.
– Вы помните вашу первую смену в стационаре?
– Она мне запомнится навсегда. Напряжение было очень большим, нужно было в оперативном порядке осваивать важные навыки, например, учиться надевать противочумный костюм. Мы этому учились теоретически, но совсем другое, когда ты сталкиваешься с этим на практике, в реальной чрезвычайной ситуации. Первые костюмы были из хлопчатобумажной ткани, к ним прилагались маски, перчатки, очки, защитные экраны, резиновые сапоги – это настоящее противочумное обмундирование. Несмотря на то, что костюм из хлопка, он представлял собой настоящую парилку, особенно в первое время, пока у нас не появилась привычка к нему. Потом нам стали выделять костюмы из синтетического материала, в которых тоже было очень жарко, неудобно, у нас запотевали очки – и так было до тех пор, пока мы опять же не приноровились к ним. Скажу, что облачение в противочумный костюм – очень серьезный навык: надевать его нужно так, чтобы ничего постороннего не попало внутрь, а снимать следует таким образом, чтобы скопившиеся микрочастицы не попали на лицо, не разлетелись по сторонам. Всему этому нас обучали на тренингах как казахстанские специалисты, так и зарубежные – китайские, которые первыми столкнулись с коронавирусом.
– Сколько часов длилась смена?
– Двенадцать часов. Все это время мы находились в защитном костюме, было непросто, но мы держались.
– Помогают ли волонтерская закалка и опыт, который вы получили в провизорном стационаре, в вашей сегодняшней работе?
– Конечно. Сейчас я работаю участковым врачом общей практики в четвертой городской поликлинике. Опыт первичной диагностики на предмет коронавируса, навыки дежурства в стационаре помогают мне в медицинской практике. Кроме того, я учусь у старших коллег – наша поликлиника является одной из крупнейших в городе, здесь собран большой коллектив профессионалов, все очень доброжелательны и всегда готовы помочь, проконсультировать.
Мы постоянно оцениваем ситуацию по заболеваемости и, посещая больных на дому и ведя прием в поликлинике, неустанно повторяем простые истины: чтобы свести к минимуму риск заражения, надо носить маску, пользоваться антисептиками, соблюдать социальное расстояние. Расслабляться нельзя, стоит дать слабину, как начнешь проигрывать, поэтому хочу обратиться ко всем читателям: пожалуйста, соблюдайте несложные меры безопасности, берегите себя, своих близких, своих коллег.
– По какой специальности вы будете работать после окончания профессионального обучения?
– Сейчас у меня период постдипломного образования, учусь в резидентуре по специальности «ревматология», буду лечить системные заболевания.
– Продолжите ли волонтерскую работу?
– Да, конечно. Я убежден, что волонтерские инициативы нужно расширять, волонтерство помогает человеку развить коммуникабельность, учит общаться с людьми, но главное – бескорыстная работа позволяет испытывать радость от помощи конкретным людям.
В прошлом году наблюдался большой всплеск волонтерских инициатив. Была создана хорошая обучающая база. Я уверен, что она послужит фундаментом для развития добровольческого движения.