Модель «умного города» в Алматы выходит на стратегический уровень

Модель «умного города» в Алматы выходит на стратегический уровень

В обновленной версии оценки Smart city нашего города эксперты сделали вывод о росте всех показателей. В 2017 году при поддержке компании IDC и КБТУ была проведена детальная оценка зрелости программы «умного города», и недавно опубликована новая версия исследования.


В 2017 году общая оценка составила 1,7 балла, 1,4 балла на основе мнения экспертов КБТУ и 2,4 балла на основе 56 опросников для самооценки. Оценка 1,7 соответствует стадии зрелости, которую IDC определяет как «оппортунистическую».


В последней версии исследования городу дана оценка 2,7 балла, это соответствует уровню зрелости, указывающему на устойчивый прогресс от «оппортунистического» к «повторяющемуся» этапу.


Проектирование и реализация


Уже почти десять лет в городах по всему миру активно внедряются инициативы «умных городов» и тестируются новые технологии, однако результаты не всегда были удовлетворительными. Зачастую результатом являлось множество разрозненных пилотных проектов, которые получали награду на каком-то мероприятии, однако не распространялись от коридора или района до масштаба всего города.


Они исключили отдельные слои постоянного населения из предполагаемых преимуществ. Не позволяли поставщикам технологий легко перепродавать такие же возможности другим городам, создавая таким образом прочную основу доходов, которые можно было бы повторно инвестировать в дальнейшие инновации. Однако после стольких попыток стратегии и планы действий «умного города» достигают критической точки.


Поставщики технологий и руководство города начинают понимать, как преодолеть пропасть между ранними пилотными проектами и более зрелыми реализациями, которые осознают преимущества цифровых технологий как ускорителя трансформации города. Для этого они уделяют меньше инвестиций проектам, ориентированным на технологии, и больше программам, ориентированным на граждан и результат.


Долгосрочные дальновидные ре­зультаты, такие как те, которые установлены Целями ООН в области устойчивого развития и Всемирным советом счастья, становятся руководящими принципами для стратегий и планов действий «умных городов». Проектирование и реализация городов и услуг, ориентированных на граждан, требуют понимания ожиданий различных групп граждан, инвесторов, туристов. Необходимо принять во внимание множество факторов, которые влияют на то, как эти группы воспринимают жизнь в городе, на основе их ценностей, убеждений, взглядов, мнений, личных обстоятельств и жизненных событий.


Инициативы на результат


По определению IDC, умный город – это «город-государство, округ, город, поселок или другая негосударственная правительственная организация, которая поддерживает преобразование городов на основе данных для достижения социальных, финансовых целей и целей устойчивого развития». Именно эта ориентация на трансформацию делает создание «умного города» увлекательным и сложным.


Инициативы «умного города» должны быть ориентированы на результат. Они предназначены для достижения заметных и измеримых параметров и улучшения качества жизни жителей, туристов и предприятий в городе.


На высоком уровне передовой опыт «умного города» начинается с лидеров и инициатив, которые:


- связывают инвестиции в IТ с общегородскими результатами;
- обеспечивают соблюдение уже принятых решений;
- используют синергию между отдельными проектами;
- сосредоточились на влиянии на опыт граждан;
- добиваются измеримых результатов.


Алматы значительно улучшился с точки зрения технологий: с 1,7 в 2017 году до 2,6 в 2021-м.


Возросший процент инвестиций в ІТ, технологию, связанную с данными, и модернизацию систем общественной безопасности способствовали повышению зрелости параметра «Технологии», однако, кажется, все еще есть некоторые отсутствующие области и передовые методы.


Новые подходы


Самая большая проблема – устаревшие системы, которым 15–20 лет. Они обеспечивали оптимальное соотношение цены и качества, которое было необходимо во время их внедрения, однако теперь срок их действия истек. Для этого потребуется четкий план действий того, как перенести данные и услуги, которые они предоставляют, в новые системы, основанные на современных облачных архитектурах.


Это как технологическая трансформация, так и организационная трансформация, которая влияет на культурный аспект, – необходимо будет пойти на определенный риск, и руководство города должно вознаградить руководителей, которые способны взять на себя ответственность за эти риски и извлечь уроки из них, а поиск новых систем потребует новаторского подхода к взаимодействию как с глобальными поставщиками платформ, так и с местными специалистами.


В случае успеха модернизации устаревшей программы это позволит не только городу предоставлять более  качественные услуги гражданам, но и городским служащим внедрить новые подходы к работе (например, гибридную, удаленную работу). Также это будет способствовать развитию компетенций местных IT-компаний, которые затем смогут перепродавать свои решения в другие города и регионы и экспортировать их в другие страны.


Необходимые требования


Важно и то, что аналитики дали рекомендации акимату города на перспективу.


Так, в ближайшие сроки предлагается обобщить цифровую стратегию Алматы в 10 стратегических принципах, сообщить акиму и подписать их. Создать офис РМО в Управлении цифровизации, чтобы помочь организовать проекты цифровой трансформации в городских областях и ведомствах. Снабдить офис РМО персоналом с навыками управления проектами, дизайнерского мышления, гибкой разработки, анализа данных, кибербезопасности и корпоративной архитектуры.


Отдать приоритет 5–10 устаревшим системам, которые будут выведены из эксплуатации.


Определить и продвигать минимальные требования к взаимодействию данных (технические, семантические, организационные и юридические) для любой системы, которую город имеет или планирует приобрести, чтобы данные могли быть «перенесены» в единую базу данных. В ближайшие полгода предлагается разработать план замены систем, выбранных для вывода из эксплуатации, новыми решениями, основанными на архитектуре приложения, оптимизированного для выполнения в облаке.


Определить и продвигать минимальные требования к взаимодействию данных (технические, семантические, организационные и юридические) для данных, которые город может получать из частного сектора, чтобы содействовать улучшению общественных услуг.


В ближайшие 6–18 месяцев предлагается наладить сотрудничество с компаниями и университетами, входящими в Парк креативных технологий, Астана Хаб и ОЭЗ ПИТ, для разработки и тестирования инноваций «умного города» в мегаполисе. И в дальнейшем проектировать и разрабатывать машинное обучение, роботизированную автоматизацию процессов, сервисы с поддержкой чат-ботов для ряда приоритетных сценариев использования.


Сконцентрироваться на сфере транспорта, общественной безопасности и ЖКХ. Разработать план действий по созданию цифрового двойника Алматы. Привязать инвестиции к конкретным вариантам использования, таким как планирование транспортной инфраструктуры, интеллектуальные здания и получение разрешений на строительство.


Статья опубликована в №106 - 107, от 07.09.2021 газеты "Всё по уму".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится
0
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

22:11

21:34

17:58

17:24

16:52

16:17

15:42

15:06

14:33

13:57

13:21

12:47

12:15

11:43

11:10

10:37

10:04

20:53

19:26

18:40

17:57

17:28

16:56

16:30

16:06