Должен ли Минфин облагать налогом все денежные переводы казахстанцев, рассуждают эксперты.
Как точно подметил один из экспертов, облагая налогом все денежные переводы, с таким же успехом можно ввести налог на воздух или налог на еду. Другой двумя руками «за» усиление фискальной политики, но с важным условием – ни в коем случае нельзя ухудшать условия ведения бизнеса. Более подробно свою точку зрения каждый из них выразил в беседе с корреспондентом Vecher.kz.
Горькое послевкусие
Эта история началась 19 февраля текущего года, когда на коллегии Министерства финансов первый заместитель премьер-министра Алихан Смаилов поручил выявить предпринимателей, которые используют денежные переводы с карты на карту через мобильные приложения банков для ухода от налогообложения
В тот же день председатель Комитета государственных доходов Минфина Марат Султангазиев заявил о планах по выполнению данного поручения.
По его словам, существующие мобильные банковские сервисы дали импульс для перехода большой части наличного оборота в безналичную среду. Сервисы банков, предназначенные для личных переводов между физическими лицами, начали активно использоваться в предпринимательской деятельности. Это способствует сокрытию реальных доходов предпринимателей.
«Необходимо отметить, что речь идет о фискализации денежных переводов, поступающих именно предпринимателям за реализованные ими товары, работы и услуги. Личные переводы физических лиц не будут затронуты, тем более облагаться налогами», – сказал Марат Султангазиев.
Все логично и вполне понятно. КГД предлагает вычленить из безналичного оборота недобросовестных предпринимателей.
Но, как говорится, у страха глаза велики и основную мысль фискалов общественность не поняла.
В конце февраля СМИ сообщили об обеспокоенности казахстанцев информацией о скором налогообложении всех без исключения денежных переводов. Соответствующее видео появилось на YouTube-канале. Ведущий ролика утверждал, что налог будет взиматься вне зависимости от суммы перевода и его назначения. При этом он ссылался на первого заместителя премьер-министра Алихана Смаилова.
В такой ситуации опровергать нужно. Чем, в принципе, занялся Минфин.
«Информация о том, что казахстанцам придется платить налог за каждую покупку (за которую заплатили картой), на каждый денежный перевод друзьям или родственникам, не соответствует действительности. Ни один денежный перевод физических лиц не облагается налогом, и нет никаких планов на то, чтобы такой налог ввести. В указанном видео содержится недостоверная информация», - сообщили в ведомстве.
Правда, горький привкус все равно остался.
Обложить налогом воздух и еду
Спорить по поводу того, должен ли Минфин облагать налогом доходы предпринимателей, нет особого смысла. Должен. Спорить по поводу того, должно ли ведомство облагать налогом все денежные переводы, смысл есть. Не должно.
По мнению экономиста Айдархана Кусаинова, сами денежные переводы облагать налогом бессмысленно.
«Это неправильно по всем понятиям. За сам факт того или иного платежа брать налог – это то же самое, что брать налог на воздух или налог на еду», – приводит он образное сравнение.
Облагать налогом все денежные переводы, уверен эксперт, странно.
«К примеру, я могу перевести деньги своему ребенку на карманные расходы, оплату учебы или любые другие цели. Могу, например, переводом дать в долг денег родственникам. Получается, за перевод денег, который не преследует никаких коммерческих целей, я должен еще и налог заплатить!», – возмущается экономист.
Как отделить физлиц от предпринимателей
Государство на сей счет уже определилось. По словам Марата Султангазиева, предлагается разработать систему управления рисками, которая с максимальной вероятностью будет определять признаки операций, которые подпадают под предпринимательскую деятельность.
«Например, получение денег от нескольких неаффилированных лиц в течение недели, месяца или дня. Если на счет физического лица будет начисляться много денег на разные суммы, то это с большей вероятностью будет отражать, что он осуществляет предпринимательскую деятельность. Такие физлица будут попадать в наше поле зрения», – добавил глава КГД.
Банки, отметил он, уже начали разрабатывать необходимую систему.
Вполне себе правильная мысль, которую, не скрою, поддерживают все трезвомыслящие люди.
Солидарен с нею и Айдархан Кусаинов, считающий, что обычно налоги берутся с предпринимательской деятельности.
«С той самой деятельности, благодаря которой человек или компания получают прибыль. Поэтому для налоговой службы статистика денежных переводов может стать поводом прийти к человеку и спросить: ты нигде не зарегистрирован, ничего не делаешь, а тебе сотни людей отправляют деньги. Подчеркну, статистика переводов может быть только поводом, а не инструментом. Такие действия налоговиков вполне естественны. Это их работа», – уверяет он.
Надо четко разделять, кто занимается коммерческой деятельностью под прикрытием бескомиссионных переводов, продолжил эксперт, а кто не занимается.
«Пример из жизни. Налоговики обнаружили, что человеку приходит большое количество платежей. Они пришли к нему и спрашивают: почему так много? Он отвечает – я официант ресторана. Это вопрос уже не к человеку, а к ресторану. Почему сумма фискальных чеков не совпадает с суммой оказанных услуг? Если человек открыл ИП, то ему тоже на основе статистики переводов могут задать вопрос: почему у тебя безналичных платежей на 1 млн тенге, а указываешь только 300 тыс. тенге», – констатировал экономист.
Выявить, оштрафовать, чтобы неповадно было
Экономист Арман Байганов указывает, что интернет-сообщество неправильно трактует поручение первого заместителя премьер-министра.
«Государство и не собиралось облагать налогом все безналичные платежи. Оно на самом деле хочет отделить предпринимателей от тех, кто платежами пользуется не в коммерческих целях. Способно ли уже существующее программное обеспечение справиться с такой задачей? Это вопрос. Возможно, есть программа, которая может отслеживать переводы», – предположил он.
По мнению эксперта, есть вариант с выпуском банковской карты специально для предпринимателей.
«Правда, методов обхода такого мониторинга со стороны предпринимателей много. Хотя бы такой: предприниматели будут осуществлять свою деятельность через карты своих знакомых», – делится версией экономист.
Также Арман Байганов считает процесс выявления недобросовестных предпринимателей несложным.
«У налоговой службы есть полная база тех, кто открыл ИП или ТОО, их данные, номер платежной карты и способ уплаты налогов. Достаточно отследить частоту перевода на их имя безналичных переводов и алгоритм, по которому платежи идут», – пояснил он.
При всем при том, добавил эксперт, налоговики могут проверить только тех, кому от разных адресатов достаточно часто поступают деньги.
«Если выявить ряд таких предпринимателей, которые таким вот образом прячут свою коммерческую деятельность и оштрафовать, то другим неповадно будет», – уверен экономист.
Банк все равно свою выгоду не упустит
Айдархан Кусаинов полагает, что со всех денежных переводов налоги уже уплачены.
«Сам по себе перевод – это услуга банка. Именно банк создал систему безналичных денежных переводов: выпустил карты, создал компьютерное обеспечение, инфраструктуру и потом берет за это комиссию. Сам банк платит налоги с прибыли. Все!», – категоричен он.
К примеру, продолжил эксперт, некоторые банки берут нулевую комиссию за безналичные платежи.
«Это нормально, ибо есть маркетинговый ход. Нужно привлечь максимальное количество клиентов. Если человек стал клиентом банка, то последний найдет, какие дополнительные услуги предложить. Если человек стал клиентом какого-то банка, то с большой вероятностью именно в этом финансовом учреждении он возьмет кредит. Банк в любом случае свою выгоду не упустит», – убежден экономист.
Зачем телеге пятое колесо
Если со стороны государства будет введена такая норма, то обратного действия она иметь не должна. То есть по ранее совершенным денежным переводам предпринимателей привлекать к ответственности нельзя.
И здесь нет никакого противоречия. В казахстанском законодательстве уже имеется норма, согласно которой предпринимателя можно привлечь за уклонение от уплаты налогов.
С данным утверждением согласен и Арман Байганов.
«Если какая-то норма по налогообложению предпринимательской деятельности с использованием безналичных платежей будет разработана, то обратной силы она на самом деле иметь не должна. Так не принято делать», – подчеркнул он.
Эксперт согласился и с тем, что соответствующие нормы в законодательстве уже имеются.
«Придумывать пятое колесо к уже функционирующей телеге нет необходимости», – уточнил экономист.
Что можно сделать в реальности
В уже имеющейся законодательной базе есть нормы для тех предпринимателей, кто не хочет платить 10% от денежных переводов. Они могут воспользоваться единым совокупным платежом, который удобен для самозанятых либо режимом розничного налога (3% на любые безналичные обороты в сфере розничной торговли). Правда, режим временный и действует с 1 января 2021 года до 31 декабря 2022 года.
Есть также смысл сделать розничный налог постоянным, а 3% снизить до 2%.
Со своей стороны Арман Байганов просит обратить внимание на другую стороны вопроса.
«Что касается специальных карт для предпринимателей. При их выпуске важно учесть одно немаловажное обстоятельство. Денежные переводы физлиц на специальные карты предпринимателей должны быть максимально упрощены. Нельзя выпускать карты для предпринимателей, куда сложно будет перевести деньги», – предупреждает он.
Эксперт согласен и с тем, что государство просто обязано администрировать сбор налогов.
«Иначе выполнять свои социальные обязательства оно не сможет. В этом плане нет мягкого или жесткого мониторинга. Любой из них хорош при его высокой эффективности», – разъясняет экономист.
Вместе с тем, по словам Армана Байганова, одними призывами в адрес предпринимателей быть честными и платить налоги, дело с мертвой точки не сдвинуть.
«Остается одно – мониторинг со стороны контролирующих органов. Но любой мониторинг не должен ухудшать условия ведения бизнеса. Для примера: сейчас любой денежный перевод можно осуществить в течение 10-15 секунд. Если при нововведении человеку придется потратить больше времени, значит, что-то сделано неправильно», – резюмирует он.