Алматы – город с характером. Здесь соседствуют здания разных эпох, и каждое из них отражает дух своего времени. Но как сохранить эту уникальную ткань города в эпоху плотной застройки и быстрой модернизации? Своим взглядом на проблемы и перспективы архитектурного развития делятся эксперты в области архитектуры и жители города, сообщает Vecher.kz.
Айдын Акбай, архитектор: Алматы растёт, но теряет душу
По мнению Айдына Акбая, за последние 10–15 лет Алматы заметно изменился: строятся новые здания, проводится реконструкция, город растёт. Что особенно важно – в этих процессах стала активнее участвовать общественность. Люди больше не молчат, а высказывают своё мнение, требуют учёта общественных интересов. Это значимое изменение. Раньше решения принимались кулуарно, теперь всё чаще обсуждаются открыто.
Однако сам облик города, по мнению архитектора, страдает. Новые постройки не всегда соответствуют эстетике Алматы, не выдерживают ни масштаба, ни духа места.
Облик города формируют здания разных периодов – от дореволюционных особняков до модернизма 70-х. Именно в этом разнообразии, по мнению Акбая, и заключается подлинная красота Алматы.
– У нас были периоды, когда целые пласты архитектуры стирали с лица города: сначала царскую застройку, потом советскую. Сегодня нужно остановиться и подумать – как сохранить лучшее из каждой эпохи. Даже здания 90-х и начала 2000-х – это уже история. Их тоже нужно изучать, систематизировать, описывать, ведь они формируют городскую память. Важный акцент: архитектура – не про политику. Здание проектирует не режим, а архитектор. В первую очередь оно должно оцениваться по эстетике, удобству и функциональности, а не по дате закладки, – подчёркивает Айдын Акбай.
Среди позитивных примеров последних лет архитектор назвал, на его взгляд, один удачный объект – финансовый центр на Аль-Фараби. Качественная архитектура, хорошее исполнение, считает он.
– В строительстве жилья ситуация хуже. Новые дома нередко страдают от архитектурных ошибок: нарушенные пропорции, дешёвые материалы, а главное – чрезмерная плотность. Это не делает город удобнее или красивее, – констатирует архитектор.
Говоря об этом, Айдын отмечает, что термин «точечная застройка» стал нарицательным. Но проблема не в самой «точечности», а в нарушении норм плотности.
– Жилые комплексы втискиваются в старую застройку без учёта окружающей среды. Они выглядят чужеродно, вызывают протест у жителей. Это интуитивное сопротивление – естественно. Но дело не в форме застройки, а в несоблюдении правил. Формула качественной архитектуры проста: просвещённый заказчик, талантливый архитектор, квалифицированный строитель. Если хотя бы одного звена не хватает – результата не будет. Архитектура начинается не с чертежа, а с идеи, с понимания, что и для кого ты строишь, – говорит Айдын Акбай.
Он считает, что нужны открытые архитектурные конкурсы, возвращение статуса архитекторам, повышение архитектурной грамотности среди горожан. Необходимо, чтобы заказчики осознавали: именно они формируют лицо города.
– Архитектура – это такая же важная часть культуры и мышления, как финансовая или юридическая грамотность. Если мы это поймём – Алматы обязательно станет ещё красивее, современнее и гармоничнее, – резюмировал эксперт.
Евгения Морозова, экскурсовод, гид, краевед, журналист: Прошлое красивее настоящего
Современный облик города вызывает больше вопросов, чем восторга, считает экскурсовод Евгения Морозова.
– Честно говоря, я не могу назвать ни одного действительно удачного примера современного здания, которое было бы уместно и органично вписано в городской ландшафт Алматы, – говорит она. – Возможно, будущее здание музея современного искусства станет таким проектом. Оно вселяет осторожную надежду, хотя и не вызывает восхищения. Архитектура пока не кажется мне выдающейся, но, возможно, это только начало чего-то нового.
По её словам, за последние годы в Алматы почти не появилось архитектурных объектов, которые можно было бы назвать выразительными или запоминающимися.
– Всё, что строится сейчас, кажется безликим и скучным. Исчезли формы, исчез характер. Современная архитектура лишена индивидуальности. Сегодня я проводила экскурсию для группы гостей – они когда-то жили в Алматы, а теперь вернулись спустя 45 лет. Люди были из Барселоны, Флориды, Канзаса, Москвы. И вот на вопрос: «Что нового и интересного вы можете показать в городе?» – я не смогла назвать ничего, что действительно бы вдохновило. Всё, что их тронуло, – здания 70–80-х годов, – отметила краевед.
Она также вспоминает постройки 2000-х годов, которые часто объединяют под понятием «капиталистический романтизм».
– Эти здания стали символом времени, когда в стране появились деньги, но не всегда – вкус. Они построены из новых, но некачественных материалов, с обилием стекла и металлических конструкций. Это тоже часть истории Алматы. Возможно, такие дома не украшают город, но они рассказывают о целой эпохе – и это важно зафиксировать.
Тем не менее, настоящим примером архитектурной выразительности для неё остаётся здание телекомплекса на Тимирязева.
– Это здание модернистской эпохи, и я искренне считаю его одним из лучших в Алматы. Оно функционально, построено из качественных материалов, имеет яркий, характерный облик. Самое главное – прошло проверку временем. Таких зданий больше нет. Пока ни одно новое строение не может с ним соперничать, – подчеркнула экскурсовод.
Однако наибольшее разочарование вызывают не сами формы зданий, а материалы, которые сегодня используются в отделке, считает она.
– Они дешёвые, недолговечные, плохо выдерживают климат, теряют внешний вид через пару лет. Что особенно печально – они не создают ощущения тепла, уюта, они не «про» Алматы. Они будто из другого мира. Это создаёт не гармонию, а отчуждение. А ведь архитектура должна не только быть удобной, но и вызывать эмоции, ощущение дома.
Историческое лицо города, по мнению экскурсовода, складывается не из одного периода, а из множества архитектурных слоёв.
– Алматы – это и деревянные постройки XIX века, и кирпичные дома начала XX-го, и модернистские здания советского времени. Мы обязаны сохранять архитектуру всех этих периодов, если хотим понимать, как развивался наш город. У каждого времени – своя эстетика, своя логика, своё настроение.
К сожалению, с сохранением архитектурного наследия дела обстоят не лучшим образом, добавила Евгения Морозова.
– Мои туристы сегодня задали резонный вопрос: почему здание, которое числится памятником культуры, облицовано пластиковыми панелями? Почему в деревянных домах XIX века стоят стеклопакеты? В их странах это невозможно: там есть законы, охраняющие облик города. Эти законы не просто существуют – они работают. У нас тоже есть нормативы, но, увы, чаще всего они игнорируются.
В завершение экскурсовод поделилась своей надеждой: "Я хочу видеть Алматы как город, в котором уважают историю и умеют строить современное, не разрушая при этом старое. Это возможно. Главное – перестать относиться к архитектуре как к чему-то второстепенному. Архитектура – это культурный код города".
Виктор Солобаев, пенсионер: Я не ругаю новое, но хочу видеть в нём тепло
Город живёт, меняется, растёт. Перемены, если они разумны и честны, не всегда это плохо – так считает алмаатинец Виктор Солобаев, пенсионер, который живёт в городе с рождения.
– Я родился в Алматы и видел его разным. Видел, как в советское время строили районы на месте яблоневых садов. Видел, как появились жилмассивы, высотки. Были удачные примеры, были неудачные. Это неизбежно – ведь город не музей. Он живой. Главное – чтобы он не терял душу, – говорит Виктор Солобаев.
По его словам, ему есть с чем сравнить, но он не спешит ругать всё новое:
– Я не люблю, когда говорят, что «раньше было лучше». Сейчас другие задачи, другие материалы, другой ритм жизни. Да, некоторые дома кажутся безликими, но есть и интересные проекты. Главное, что появляется попытка слушать горожан – то, что раньше вообще казалось невозможным. А теперь вот появляются общественные слушания, люди высказываются, выступают. Где-то их слышат, где-то – пока не очень. Но движение есть, и мне это приятно видеть. Особенно когда речь идёт о старых зданиях. Ведь с возрастом всё больше хочется видеть вокруг не просто стены, а то, с чем связано твоё детство, молодость, семья", – поведал алматинец.
Особенно радует его, что о будущем архитектуры теперь говорят не только специалисты.
– Мы раньше вообще не думали, кто проектировал дом, в котором живёшь. А теперь люди начали интересоваться: кто архитектор, что было на этом месте, почему так построено. Это значит, у города есть шанс сохранить и себя, и свою красоту.
На вопрос, каким он хочет видеть Алматы через 10–20 лет, он ответил: "Зелёным, светлым, узнаваемым. Чтобы были и новые дома, и старые. И чтобы между ними была не вражда, а гармония. И чтобы в нём оставалось главное – человеческое тепло. Потому что настоящий город – это не только бетон, но и душа. А у Алматы она есть".