Национальное достояние уйгуров возродили в Алматы  

Национальное достояние уйгуров возродили в Алматы   Источник фото: Vecher.kz

В  Государственном театре музыкальной комедии имени Кужамьярова стартовал 88-й сезон.


Уходящий октябрь запомнился поклонникам и алматинской публике Государственного академического Уйгурского театра музыкальной комедии имени Куддуса Кужамьярова поистине звездным открытием 88-го сезона, передает корреспондент Vecher.kz.


Служители храма Мельпомены решили наверстать упущенное после вынужденного простоя в пандемию время и предложили своим верным зрителям насыщенную программу, приуроченную к 30-летию Независимости Казахстана.


По уже заведенной многолетней традиции сезон открыли спектаклем «Анархан» по мотивам произведения Асимова и Садирова в режиссерской постановке Мухита Изимова. В основе музыкальной драмы легенда о красавице Анархан, отданной замуж за нелюбимого старого бая, о горькой доле уйгурских женщин в эпоху феодализма, об их борьбе за свою честь, за право любить и быть любимыми.


Далее благодарной публике представили специально поставленный и приуроченный к юбилею страны спектакль «Поговори со мной» о непростой судьбе великого уйгурского поэта Ильи Бахтии, являвшегося другом и единомышленником выдающегося казахского поэта Мукагали Макатаева.


Настоящей вишенкой на торте и самым ожидаемым событием в культурной жизни уйгурской диаспоры и самобытного национального достояния этноса стала легендарная премьера возрожденных «12 мукамов». В частности, были представлены «Рак», «Чапбаят», «Мушаврак» и «Чаригаһ». Все четыре вечера в театре царил аншлаг. С учетом соблюдения санэпиднорм и определенной рассадки на каждую из премьер собирались по 150 зрителей. Адаптировать мукамы под сценический вариант – задача не из легких, за которую взялся и блестяще воплотил заслуженный деятель РК и драматург Ахметжан Ашири. Автором проекта и режиссером –постановщиком выступил народный артист РК Мурат Ахмадиев.  


Размышляя об интересе уйгурского театра к культурно-историческому наследию, следует упомянуть возрождение  уйгурских мукамов на сцене театра. Прежде всего мы должны иметь представление, что такое мукам. «Двенадцать мукамов» – это единый монументальный  цикл или ряд протяженных музыкально-поэтических произведений, шедевр средневекового уйгурского музыкального искусства.        


Интересное образное высказывание в связи с уйгурскими мукамами встречается в книге «Шаги великана» казахского писателя Сабита Муканова: «...«Двенадцать мукамов» – это энциклопедия, охватывающая все песенное и музыкальное богатство уйгурского народа от «А» до «Я». (С.Муканов. «Шаги великана» с.323. Алма –Ата. 1967г) 


Разнообразны и богаты музыкальные жанры: песенный, танцевальный и инструментальный. В песнях отразились страницы истории, черты социально-бытового уклада и музыкального мышления. Наиболее древние жанры – ритуальный: религиозные песнопения, заклинательные песни шаманов; трудовые песни: пастушеские, караванные, дехканские, а также прядильные; обрядные: свадебные, гостевые, похоронные и поминальные; бытовые: колыбельные, песни социального содержания и песни каландаров – дервишей.


Большое место в музыкальном фольклоре уйгуров, как и других народов, занимают лирические песни, отличающегося многообразной тематикой, как сюжетной, так и музыкальной. В цикле «Двенадцать мукамов» профессионализм устной традиции представлен во всем своеобразии его этно-культурных черт.


Исторически сложившийся в музыкальной практике уйгуров цикл включает мукамы «Рак», «Чапбаят», «Мушавирак», «Чаргах», «Пянджигах», «Узхал», «Аджам», «Ошшак», «Баят», «Нава», «Сегах», «Ирак». В мукамах проявилось художественное сознание определенной исторической эпохи, а также устойчивые психологические основы мироощущения уйгурского народа. Отсюда сложность формы, целостность образного строя, строгость эстетических критериев.



Каждый мукам из системы «Двенадцать мукамов» образует, в свою очередь, сложный самостоятельный цикл из  ряда вокальных, инструментальных, танцевальных частей, имеющих самостоятельные названия и объединенных общей ладоинтонационной основой. Типичная поэтическая основа вокально-инструментальных частей мукама – народные лирические стихотворения: образцы лучших газелей и мураббов классической восточной поэзии – Лутфи, Саккоки, Навои, Залели, Новбати, Хувейды, Машраба, Низари, Гариби, Гумнам, Билал Назима: тексты известных поэм и сказаний (дастанов) – «Герип и Санам», «Юсуф и Ахмет», «Тахир и Зухра», а также тексты духовного содержания. Стихи профессиональных поэтов отличаются глубоким содержанием, эмоциональной насыщенностью, благозвучанием и музыкальностью.


Для исполнения цикла «Двенадцать мукамов» требуется около суток непрырывного звучания. Каждый мукам состоит из трех крупных разделов: Чоң нагма, Дастан нагма, Машряп нагма. Они же в свою очередь делятся на более мелкие пьесы. В одном только мукаме их насчитывается от двадцати до тридцати пьес. Весь цикл содержит в общей сложности 242 различные музыкальные пьесы. Краткий историко-культурологический экскурс в музыкальное прошлое уйгуров, обнаруживающий следы высокой музыкальной культуры, позволяет предположить, что зарождение уйгурского мукама восходит к V-VI векам. Многочастотная вокально-инструментальная  композиция, как правило, исполняется ансамблем инструменталистов, певцов и танцоров.


Согласно решению  ЮНЕСКО /Департамент Организации Обьединенных Наций по вопросам образования, культуры и науки/«12 уйгурских мукамов» – являющиеся музыкальной сокровищницей уйгурского народа, включены в реестр «Духовного наследия мирового масштаба» в 2006 году.     



Народу Казахстана невероятно повезло в этнокультурном разнообразии, он является преемником культурного наследия всех гармонично и мирно проживающих на его территории наций и народностей. А таких, без малого, 130. В процессе становления и формирования молодого суверенного государства активно принимали участие все этносы, внося каждый свою лепту в копилку независимости.


И одним из них стали уйгуры, четвертая по численности диаспора в стране, насчитывающая более 250 тыс. представителей, 110 тыс. из которых проживают на территории Алматы.


В мире казахстанская модель межэтнического и межконфессионального согласия получила название «модель Назарбаева», по имени ее автора. Она была представлена в Организации Объединенных Наций, Генеральный секретарь ООН назвал нашу страну примером стабильности и развития для других государств мира. Десятки стран изучили опыт Казахстана, и некоторые из них создали собственные структуры по типу АНК (например, с 1998 года действует Ассамблея народа России).


Именно за счет многообразного взаимообогащения различных культур Казахстан всегда был и остается сильным и единым. И именно это может гарантировать нам прогрессивное цивилизованное развитие в будущем. Мы должны перенимать друг у друга лучшее. Только на основе сближения традиций и культур мы сможем преодолеть вызовы и угрозы современности, порожденные цивилизационным кризисом зарубежного мира.


Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится
0
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

20:32

17:55

17:25

16:57

16:37

16:15

15:59

15:43

15:29

15:14

15:01

14:48

13:54

13:27

13:14

12:44

12:22

12:01

11:33

11:09

10:44

10:19

09:51

09:20

04:48