В дни праздника звуки домбры слышны повсюду – они льются из динамиков на площадях и в парках, звучат на фестивалях и концертах, из окон автомобилей, из смартфонов. Домбра выражает праздничное настроение, создает атмосферу Наурыза.
– Ахмет Жубанов говорил: «Домбра – это древняя летопись кочевого народа». Даже рассматривая наскальные рисунки, мы можем увидеть, как древние люди танцуют под игру струнного инструмента – прототипа домбры. Они с радостью встречали весну, дарующую тепло.
Музыкальный инструмент помогал им раскрыть эту радость. С тех пор ничего не изменилось, музыка – в данном случае звуки домбры – это высшее выражение человеческих эмоций, олицетворение праздничного духа, – делился с нами ранее композитор, внук Ахмета Жубанова Алиби Мамбетов.
Музыковед и общественный деятель Саулета Толганбаева рассказала «Вечернему Алматы» о том, как их семье домбра помогала создать атмосферу весеннего праздника.
– Мой отец, первый профессиональный казахский скрипач Айткеш Толганбаев, всегда приглашал гостей в дни Наурыза. В советское время было не принято отмечать праздник в открытую, но мы все равно накрывали стол, приглашали гостей. Называли это дружескими посиделками, но все время помнили, что мы собираемся в честь Наурыза. Среди гостей всегда был друг семьи народный артист, корифей театра Аскар Токпанов. Он приходил с домброй. Вспоминаю один такой вечер: он так одухотворенно исполнял кюи, что сразу представилась весенняя степь. В руках мастера домбра рассказывала о прозрачном весеннем воздухе, птичьих трелях, рассвете, стремительных потоках горных речек и журчащих ручьях. Он играл до позднего вечера, а когда закончил, раздались бурные аплодисменты. Оказалось, что под открытым окном нашей квартиры собрались люди и слушали его игру. Вот так домбра создавала атмосферу праздника.
С помощью домбры создавал настроение весеннего возрождения природы и корифей казахстанской кинорежиссуры народный артист СССР Шакен Айманов. Известная журналистка и публицист Людмила Енисеева-Варшавская ранее делилась с «Вечерним Алматы» воспоминанием о том, как кинорежиссер бывал в гостях в доме ее отца, редактора и сценариста Льва Варшавского. Так же, как и Аскар Токпанов, он приходил с домброй.
– Он играл, пел и словно своим искусством пробуждал весеннюю природу. Тогда, за посиделками, кто-то рассказал легенду о том, как древний инструмент помог приходу весны. По сюжету, тепло долго не могло прийти в степь, и даже когда сошел снег, небо все еще было затянуто тучами. Тогда один аксакал позвал в аул самого виртуозного домбриста в округе и попросил его сыграть радостную мелодию. Тот взял в руки домбру, играл час, два, а потом произошло чудо – тучи разошлись, выглянуло весеннее солнышко, стали появляться зеленые ростки – так благодаря искусству домбриста и его музыкальному инструменту весна вступила в свои права.
– Шакен Кенжетаевич был очень радушным и хлебосольным человеком. У него была традиция – накрывать столы в Москве для гостей форумов и фестивалей. Все это он делал за свой счет. Когда гости собирались, он играл на домбре. Некоторые из собравшихся никогда не были в Казахстане, но благодаря звучанию инструмента они могли многое понять о наших праздниках, о том, как прекрасна природа и как она радуется пробуждению, – делилась журналистка и публицист.
Профессиональные музыканты сегодняшнего дня – домристка, педагог по классу домбры Республиканской средней специализированной музыкальной школы-интерната для одаренных детей имени Куляш Байсеитовой Асылзат Ибраева и домбрист Георгий Югай подчеркивают, что в руках мастера популярный народный инструмент способен во всех красках передать атмосферу праздника.
– Конечно же, домбра – это основной музыкальный инструмент для игры на праздниках. Там, где народные гуляния и торжества, всегда слышатся песни под домбру – это непременное сопровождение радостного события, – поделилась с «Вечерним Алматы» Асылзат Ибраева.
Георгий Югай добавил, что в праздники принято исполнять узнаваемый и любимый народом репертуар. В числе авторов народные композиторы Курмангазы, Даулеткерей, Дина, Туркеш, Таттимбет, Сугир.
– Вместе с тем соответствующие духу праздника произведения пишут и современные авторы, в их числе Ахмедьяров, Желдібаев, Жайымов, Енсепов, – перечислила Асылзат Ибраева.
Георгий Югай отметил, что со временем сформировалась особая праздничная манера исполнения, она сочетает оригинальные приемы владения домброй и подтанцовки.
– Есть понимание, что музыка способна выражать такие чувства, которые невозможно высказать. Вот и домбра обладает даром рассказчика, и даже если мы ничего не знаем о Наурызе или других праздниках, музыкальный инструмент нам поведает обо всем. Благодаря музыке мы узнаем историю о том, как праздник зарождался в глубокой древности, как он шел через века и как народ его отмечает сегодня, – заключила Асылзат Ибраева.
Статья опубликована в №38, от 21.03.2023 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Мелодии весеннего пробуждения".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!