По традиции фестивальным центром стал Казахский национальный театр драмы имени Мухтара Ауэзова.
На его сцене играют спектакли коллективы Казахстана, Кыргызстана, Азербайджана, Таджикистана, Узбекистана, Татарстана. Учредителем творческого смотра выступает Министерство культуры и спорта РК при поддержке Ассамблеи народа Казахстана. Основная цель фестиваля – укрепить профессиональные связи между республиками региона в области театрального искусства.
Приветствие участникам фестиваля направил министр культуры и спорта РК Даурен Абаев. В своем письме он подчеркнул важность творческого взаимодействия между странами Центральной Азии.
«На протяжении полутора десятилетий фестиваль вносит колоссальный вклад в укрепление духовных связей между нашими странами и народами. Во многом именно благодаря этому проекту мы можем говорить о формировании единого культурного пространства и новых перспективах гуманитарного сотрудничества», – особо отмечается в приветствии.
С этими словами выразил согласие директор Казахского национального театра имени Мухтара Ауэзова, заслуженный деятель РК Еркин Жуасбек. По его словам, с каждым разом творческий смотр расширяет свои горизонты. Так, в этом году 60 спектаклей из театров разных стран претендовали на участие в фестивале. Из них было отобрано 11 наиболее знаковых постановок. Между тем все работы соискателей на участие в конкурсе заслуживают внимания. Это, как подчеркнул директор, говорит о большом потенциале театров региона.
– Мы постарались сделать программу насыщенной, чтобы представить зрителям знаковые работы театральных коллективов Центральной Азии. Наряду с этим под эгидой фестиваля в фойе второго этажа проходит выставка сценографов региональных театров, – сказал Еркин Жуасбек.
Открыл фестивальную неделю внеконкурсный спектакль «Карагоз». Постановку осуществил режиссер Елик Нурсултан к началу нынешнего сезона в Казахском национальном театре драмы в честь 125-летия ее автора – основателя казахской драматургии Мухтара Ауэзова. В спектакле режиссер органично соединил театральные традиции прошлых поколений и нынешнего времени, что символизирует преемственность богатых традиций казахского театра.
В числе конкурсных постановок недавняя премьера хозяев сцены – драма «Кровь и пот. Акбала» по роману-эпопее классика казахской литературы Абдижамила Нурпеисова «Кровь и пот»; трагифарс мастеров сценического искусства из Кыргызстана «Мармеладовы» по роману «Преступление и наказание» Федора Достоевского; феерия азербайджанских мастеров театра «Мы – клоун»; пластический спектакль «На заре» творческого коллектива из Татарстана; «Шағала» ТЮЗа имени Габита Мусрепова по пьесе Антона Чехова «Чайка»; романтическая комедия «Хазина» гостей из Узбекистана и другие постановки. Все спектакли созданы за последние несколько лет.
Оценивает постановки представительное жюри. Его возглавляет художественный руководитель театра имени Ауэзова, Герой Труда Казахстана, народный артист СССР Асанали Ашимов. Также в состав коллектива экспертов входят известные театроведы СНГ. В их числе азербайджанский специалист, доктор искусствоведения Исрафил Исрафилов, эксперт из Узбекистана, доктор искусствоведения, профессор, главный редактор журнала «Саньат» Дилярфуз Кадырова, кандидат искусствоведения, главный редактор «Петербургского театрального журнала» Марина Дмитриевская и другие театроведы. Вместе с ними постановки оценивают 10 экспертов из стран дальнего зарубежья. Они также делятся своими суждениями о спектаклях.
– Фестиваль – яркое событие в творческой жизни, он позволяет понять, что происходит в театрах Центральной Азии, какие постановки ставят коллективы, какие темы их волнуют. Это поможет увидеть перспективу развития театрального искусства в нашем регионе, – считает председатель жюри Асанали Ашимов.
Со словами корифея казахстанского театра и кино согласился театровед из Азербайджана Исрафил Исрафилов. Гость из Баку признался, что хорошо знает театральное искусство нашей республики.
– Казахстан регулярно приглашает нас, театроведов, на смотры в разных городах. Разнообразие фестивалей говорит о многогранности театральной жизни вашей страны, – отметил эксперт.
По словам Исрафила Исрафилова, развитие театрального искусства невозможно без проведения творческого форума: фестивали стимулируют к постоянным поискам, рождают новые идеи и формы.
– Театр – это живой организм, бывает, что он находится в хорошем состоянии, а случается, что пребывает в состоянии стагнации. Определить это позволяют фестивали. На творческих смотрах происходит обмен мнениями, опытом, вырабатываются рекомендации, позволяющие справиться с проблемами, выйти на качественно новый уровень развития. Иными словами, это зеркало, в которое полезно посмотреть любому театральному специалисту, будь то режиссер, сценограф, композитор, актер и театральный критик, – сказал эксперт.
Эту мысль поддержала российский театровед, кандидат искусствоведения Марина Дмитриевская. Специалист из Санкт-Петербурга убеждена, что фестивали способствуют укреплению театральных контактов.
– Чем крепче и разветвленнее будет «паутина» театральных связей, тем плодотворнее станет театральная почва, – сказала Марина Дмитриевская.
Эксперт поделилась критериями, которыми руководствуется профессиональное жюри при анализе фестивальных спектаклей: постановки рассматриваются как пространственно-временной тест.
– Театровед анализирует текст спектакля, художественные, пространственные связи. Он делает выводы о том, насколько спектакль рождает вторую реальность – художественный мир, насколько этот мир правдоподобен и закономерен. По итогам этого анализа делаются выводы, – заключила Марина Дмитриевская.
Участников фестиваля ждет большая культурная программа, они посетят высокогорный каток «Медеу», государственные музеи и, в частности, Дом-музей автора первого в истории Казахстана романа-эпопеи «Путь Абая», одного из основателей казахского драматического искусства Мухтара Ауэзова.
Статья опубликована в №130, от 5.11.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Неделя премьер".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!