Выключен ли утюг и точно ли закрыта входная дверь – наверное, многие из нас задаются этими вопросами каждое утро. Как и молодая художница Ляззат Ханим, однажды превратившая идеи в искусство.
Как это выглядит, можно увидеть, посетив пространство Aspan gallery, где проходит персональная выставка молодой алматинки. На стенах развешаны фотографии с очень необычными и при этом повседневными сюжетами. Например, выключенный из розетки утюг, закрытое окно, выключатель...
– Я и сама часто страдала такими параноидальными вопросами, особенно собираясь в долгую поездку, – рассказывает художница. – В конце концов перед отъездом стала все фотографировать, чтобы уже не сомневаться. Так однажды появилась идея сделать на эту тему выставку.
Что в итоге получилось – увидеть может каждый желающий алматинец или гость города. Экспозиция разделена на две части: сначала попадаешь в личное пространство художницы через детали интерьера ее дома, а затем в публичное – в привычный антураж мира, нередко парадоксальный. Благодаря фотореалистичности изображений в натуральную величину создается иллюзия присутствия самой художницы. Она будто сопровождает нас по выставке: тут и там мы ловим ее отражения и тени. Вместе с ней удостоверяемся, что плита выключена, замки закрыты, а на подоконнике по завету бабушки лежит нож.
Глазами Ляззат Ханим мы словно фиксируем сохранность того, что оставляем, покидая жилище.
– Окружающий мир – это наш дом, тут в ежедневной рутине и происходит жизнь. Своей выставкой я приглашаю всех помедитировать и задуматься о том, как их действия важны по отношению к нам самим, окружающей среде и жизни в целом. Каждая работа несет свой месседж в простых, казалось бы, вещах, где материальное тесно связано с духовным, – подчеркнула художница.
Работы Ляззат Ханим очень напоминают фото, которыми люди иллюстрируют посты социальной сети Instagram. Возможно, такой эффект возникает благодаря холстам квадратной формы или тому, что в своих снимках автор совмещает реальность и вымысел.
– Мне интересна переработка изображения, а именно как материальное переходит в цифровое и, наоборот, цифровое опять в материальное, – говорит художница. – Что интересно, когда ты фотографируешь на телефон, реальность теряет какую-то свою энергию, а затем, когда снова переношу на холст – там появляется жизнь.
Первая персональная выставка Ляззат Ханим продлится до 15 мая.
Статья опубликована в №43 от 04.04.2023 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Паранойя как вдохновение".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!