Вклад Халела Аргынбаева в развитие этнологической и в целом исторической науки в Казахстане трудно переоценить. Его именем названа одна из улиц Алматы. О большом творческом и жизненном пути великого ученого рассказывает почетный академик НАН РК, член Международной академии архитектуры стран Востока Серик Ажигали, сообщает Vecher.kz.
Как формировался единый, дружный коллектив исследователей-первопроходцев
Название настоящего юбилейного материала глубоко символично. Во второй половине ХХ века в стенах Национальной Академии наук Казахстана, в мощном тогда Институте истории, археологии и этнографии им. Чокана Валиханова произошло формирование самобытной «казахской этнографической школы».
У ее истоков стояли крупные деятели науки старшего поколения – востоковед Нигмет Сабитов и археолог, этнограф Алькей Хаканулы Маргулан, а ее кадровую, творческую основу составила плеяда молодых, талантливых исследователей, многие из которых впоследствии стали известными учеными: В. Востров, Е. Масанов, И. Захарова, Х. Аргынбаев, М. Муканов, Р. Ходжаева, О. Исмагулов и др.
Этот единый, дружный коллектив исследователей-первопроходцев, сформировавшийся в середине 50-х годов ХХ века, в течение более 30 лет целенаправленно и плодотворно разрабатывал важнейшие проблемы этнологической науки Казахстана и, прежде всего, исторической этнографии казахов. Многолетними полевыми изысканиями, капитальными обобщающими трудами этих ученых и их учеников был внесен основополагающий вклад в становление современной отечественной этнологии. Изыскания казахских этнографов существенно повлияли и на развитие других научных и прикладных дисциплин в нашей стране: культурологии, этноархеологии, музееведения, искусствознания, этнолингвистики и т. д.
Отдавая дань долга уникальному вкладу этнографов послевоенного периода в развитие профильной науки и многих смежных дисциплин, необходимо особо отметить роль незаурядного ученого, крупнейшего казахского этнографа профессора Халела Аргынбаева, 100-летний юбилей которого отмечается в эти дни.
В период подъема академической науки Казахстана, когда в ней были востребованы ответственные и стратегически мыслящие профессионалы, личности, он в середине 1970-х годов становится лидером этнографов республики, сильный коллектив которых к тому времени сложился в знаковой структуре: отделе этнографии Института истории АН КазССР (многие годы до этого его возглавлял академик Алькей Маргулан).
Среди них были опытные, уже известные ученые, защитившие диссертации в Москве и Ленинграде, авторы трудов, монографий, разработчики самостоятельных научных направлений, в частности, известный исследователь декоративно-прикладного искусства, шежире М. Муканов, один из первых кандидатов наук по этнографии В. Востров или же зачинатель казахстанской антропологии О. Исмагулов и др.
Халел Аргынбаев смог занять свое достойное место «первого среди равных»
И вот в этой в «могучей кучке» первого поколения наших этнографов скромный по своей природе, но целеустремленный и трудолюбивый ученый Халел Аргынбаев, смог занять свое достойное место «первого среди равных».
Вся последующая история этнологической науки Казахстана вполне подтверждает обоснованность такой оценки профессиональной деятельности замечательного ученого. В течение 15 лет, до конца 1980-х годов, профессор Халел Аргынбаев возглавлял отдел этнографии, в котором в те годы трудилось до двух десятков представителей редкой специальности – опытных и начинающих.
Именно при Аргынбаеве это важное подразделение исторической науки Казахстана получило многостороннее развитие: прежде всего, был подготовлен и издан целый ряд обобщающих коллективных и авторских трудов, свидетельствовавших о серьезных научных достижениях казахстанской этнографии. Не случайно после выхода этапного труда «Хозяйство казахов» в 1980 году, ведущие московские ученые отмечали, что казахские этнографы были намного впереди своих коллег из других союзных республик, в том числе и России.
Особо важно, что в этот период произошло расширение тематики исследований этнографов в сфере этносоциологии, этноискусствознания, социальной истории этноса, религиоведения и самое главное, было подготовлено новое поколение ученых-исследователей (т. н. вторая волна этнографов). Тем самым была сохранена преемственность в развитии важнейшей гуманитарной науки, на былых и новых достижениях которой до сих пор зиждятся многие направления и начинания в области науки и культуры, общественной жизни нашей страны, связанные с освоением богатейшего этнокультурного наследия казахов и его использованием. Многие видные современные этнологи Казахстана являются учениками и преемниками Аргынбаева.
Говоря о жизненном пути этнографа Халела Аргынбаева в целом, надо сказать, что он был человеком интересной сложной судьбы. Детские годы его были нелегкими, но в то же время овеянными романтикой тяжелого вынужденного путешествия семьи по Сибири и Дальнему Востоку.
Переезд в Петропавловск-Камчатский. Возвращение на Родину. Война
Родился Аргынбаев 21 сентября 1924 года в Баянаулском районе Павлодарского уезда в семье казаха-шаруа, которая в горестные голодные 30-е годы покидает пределы Казахстана и в 1931-м переезжает в Кузбасс, где отец Халела работает забойщиком в шахте.
Затем семья Аргынбаевых, в составе большой группы кузбасских казахов, для работы по вербовке в рыболовецкой артели, переезжает в г. Петропавловск-Камчатский. Здесь отец семейства трудится разнорабочим, мать работает в швейных мастерских, юный Халел впервые идет в школу.
По возвращении (в 1935 г.) семьи в Казахстан, в Жетысу, родители работают в колхозном производстве, а сам он заканчивает в 1939 году восьмилетнюю школу, а затем и педучилище в Капалском районе.
Халел Аргынбаев принадлежал к славному поколению советских ученых, на долю которых еще в ранней молодости выпало суровое испытание – участвовать в боях с фашизмом в годы Второй мировой войны. Он с января 1943 по май 1945 года находился в качестве радиосвязиста в действующей армии и участвовал в освобождении Украины, Молдавии, стран Восточной и Центральной Европы от германского фашизма. За боевые заслуги был награжден Орденом Отечественной войны и медалями.
После демобилизации из рядов Советской Армии в 1947 году Аргынбаев обучался на историческом факультете Казахского педагогического института им. Абая, который окончил с отличием и в течение ряда лет работал в глубинке в должности завуча и преподавателя истории Панфиловского педучилища (ныне г. Жаркент).
Становление талантливого ученого-этнографа
С 1954 года дальнейшая судьба Халела Аргынбаева связана с Институтом истории, археологии и этнографии АН КазССР, куда он поступает в аспирантуру по специальности «этнография». Становление талантливого ученого, как отмечалось, происходит под влиянием старших коллег по академическому цеху и в кругу таких же молодых и креативных исследователей-этнографов.
Вместе с ними Халел Аргынбаев приступает к активному сбору полевых материалов в различных районах неизученной в этнографическом отношении территории огромной республики. Это был своего рода романтический этап казахской полевой этнографии. На основе этих изысканий появляются первые серьезные публикации молодых этнографов Казахстана. И, в частности, в течение нескольких лет ими были изданы четыре солидных тома «Трудов» Института истории, посвященных этнографии. Ученый завершает работу над кандидатской диссертацией по достаточно сложной теме «Историко-культурные связи русского и казахского народов и их влияние на материальную культуру казахов» и успешно защищает ее в 1960 году в головном Институте этнографии им. Н. Миклухо-Маклая АН СССР в Москве.
Уже в ранних работах этнографа определились основные черты исследовательского подхода: масштабность и прагматизм в духе лучших традиций советской этнографической школы, глубина анализа явления, использование полевого материала и объективного личного опыта как основополагающего фактора. Конкретизировались и стержневые направления деятельности ученого: традиционное скотоводческое хозяйство, система родства и семейно-брачные отношения, шежире, декоративно-прикладное искусство и народные знания казахов.
Основной, чрезвычайно продуктивный этап научной деятельности Халела Аргынбаева относится к 1960 – началу 80-х годов. В этот период ученый, являясь руководителем и участником около 30 этнографических экспедиций, обследует фактически всю территорию Казахстана. Собран огромный уникальный полевой материал по традиционно-бытовой культуре казахов, на основе которого написан ряд крупных монографических исследований.
Так, в 1969 году вышла интересная и содержательная монография автора «Қазақтың мал шаруашылығы жайында этнографиялық очерк». Здесь впервые – после малоизвестного тогда краткого очерка В. Радлова, как и недоступных в советское время работ Алихана Букейханова по этой теме – наиболее полно и оптимально освещена основа основ жизнедеятельности казахского кочевого общества: животноводство.
В 1973 году выходит в свет капитальная обобщающая монография Аргынбаева «Қазақ халқындағы семья мен неке» («Семья и брак у казахов»), которая сразу же приобрела первостепенное научно-практическое значение, получила высокую оценку как крупное достижение казахстанской этнографии. В 1976 году ученый защищает по этой проблематике докторскую диссертацию в том же Институте этнографии АН СССР и возглавляет академический отдел этнографии.
Имя ученого становится широко известным в кругу советских этнографов, со многими из них налаживаются тесные творческие и дружеские контакты. Среди них такие крупные ученые, как Н. Кисляков, С. Абрамзон, Т. Жданко, Р. Кузеев, Б. Кармышева, В. Курылев, К. Шаниязов, А. Оразов, И. Мухитдинов, Х. Есбергенов, В. Басилов и др.
Бесценный вклад в развитие этнологической и исторической науки Казахстана
В 70-80-х годах этнограф выступает с обобщающими статьями в солидных научных сборниках, журналах общесоюзного значения, зарубежных изданиях. С середины 60-х годов принимает активное участие в работе международных конгрессов антропологических и этнографических наук.
Серьезное внимание ученый уделяет научно-организационным вопросам: проведение экспедиционных исследований, координация работы по созданию коллективных трудов.
Так, в середине 80-х годов под руководством Аргынбаева было подготовлено обобщающее исследование по исторической этнографии казахов, которое, однако, было издано позднее: «Казахи: историко-этнографическое исследование». Сам ученый публикует свою третью крупную монографию «Қазақ халқының қолөнері», где с позиций профессионального этнографа дана целостная характеристика творчества старых мастеров (искусства резьбы по дереву, камню, кости, художественной обработки металла, кожи) и его практического значения.
До конца 1990-х годов выходит еще ряд крупных трудов: «Қазақ отбасы», «Традиционная культура жизнеобеспечения казахов. Очерки истории и теории» (в соавторстве), Қазақ шежіресі хақында» (в соавторстве). Всего ученым было опубликовано восемь отдельных монографических изданий.
К этому следует добавить огромное число оригинальных статей, разделов в коллективных трудах, сборниках, научно-популярных работ: так, для «Казахской Советской Энциклопедии» было подготовлено более 100 квалифицированных статей историко-этнографической тематики. В целом общее количество публикаций этнографа насчитывает около 250 наименований.
Особое значение имела научно-педагогическая деятельность ученого, под руководством которого было защищено 10 кандидатских и 5 докторских диссертаций. Профессор Халел Аргынбаев сыграл основополагающую роль в формировании «второй волны» этнографов Казахстана, в становлении видных специалистов – этнологов, историков, докторов и кандидатов наук: Н. Масанов, А. Толеубаев, У. Кыдыралин, Ш. Тохтабаева, С. Ажигали, Б. Камалашулы, А. Токтабай, Н. Алимбай, А. Калыш, Ж. Артыкбаев и др. Многие из его учеников и молодые исследователи успешно разрабатывают те направления этнологии, задел в которых был создан в свое время Аргынбаевым. Весьма значим вклад ученого и в подготовку студенческих кадров в КазПИ и КазГУ, где он многие годы читал лекции по общеисторическим дисциплинам, общей этнографии, этнографии казахов.
Вклад Халела Аргынбаева и небольшой группы этнографов старшего поколения в развитие этнологической и в целом исторической науки в Казахстане трудно переоценить. Собран огромный и уже неповторимый полевой материал, который лишь частично введен в научный оборот. Многие самобытные разработки этнографов были широко востребованы и до сих пор используются в различных отраслях науки и культуры, общественной жизни – начиная от языкознания или искусствоведения, деятельности художников-прикладников и кончая, например, методами оптимизации чабанского труда или особенностями народной обрядовой культуры.
В настоящий момент – в контексте 100-летнего юбилея одного из основоположников современной этнологической науки Казахстана еще раз следует подчеркнуть особую значимость, необходимость осуществления целенаправленной работы по всестороннему изучению, осмыслению и обнародованию уникального научного наследия: достижений «казахской этнографической школы».
Несколько лет назад нами был разработан проект по полновесному академическому изданию трудов профессора Халела Аргынбаева в трех томах. Впоследствии он был откорректирован и не так давно, фактически в преддверии юбилея, утвержден и специалисты-этнологи приступили к его реализации. Выполнение многосложной и ответственной задачи, безусловно, требует решения комплекса вопросов, связанных с многообразным наследием этнографа – в том числе изучения архивных, рукописных материалов.
В связи с этим необходимо отметить здесь, что по-прежнему для многих специалистов остается неясной судьба (и содержание) личного научного архива ученого, который до сих пор не обработан и не сдан, как предполагалось ранее, в государственный, либо академический архив и, как видно, находится в частном пользовании отдельных исследователей. Надеемся, что этот вопрос получит свое разрешение и материалы будут использованы при переиздании трудов этнографа.
Увековечение памяти ученого
Вместе с тем в последние годы проведена значительная работа по увековечению памяти ученого: одна из улиц Алматы названа именем Халела Аргынбаева, начиная с 2009 года регулярно проводятся «Аргынбаевские чтения». Об этнографе издана большая книга в серии «Өнегелі өмір», осуществляемой КазНУ им. аль-Фараби, опубликованы статьи в энциклопедических изданиях, периодической печати и др.
В ряду многих инициатив и мероприятий по отданию долга и дальнейшему развитию науки наиболее важным для нас представляется сейчас реализация коренных устремлений, «главной мечты» ученых-этнографов старшего поколения: создание в Казахстане серьезной научно-организационной структуры (Института этнологии), которая комплексно решала бы многие важные для страны научные и прикладные задачи. Идею создания такой структуры вынашивал и сам профессор Халел Аргынбаев.
Создание такого серьезного научно-исследовательского института способствовало бы решению многих актуальных и стратегических проблем в области гуманитарных и общественных наук, в деле изучения, широкой презентации, сохранения и использования богатейшего историко-культурного наследия казахского народа, в осуществлении госпрограмм в этой животрепещущей сфере, в разработке важнейших ныне вопросов этносоциального характера, межнациональных отношений и других.