Как уже ранее писала «Вечёрка», в мегаполисе осуществляются работы по совершенствованию транспортной сети и развитию общественного транспорта. «Мастерплан транспортного каркаса города Алматы» разработан до 2030 года и определяет главные направления развития общественного транспорта, маршрутной сети, а также пассажирской инфраструктуры города. Документ разработан с учетом лучших мировых практик и особенностей города, сообщает Vecher.kz.
Главная цель – создание для горожан и гостей Алматы комфортной среды, а также улучшение экологии за счет качественного изменения транспортной сети и роста доли перевозок людей общественным транспортом.
Специалисты определили три основных этапа с кратным ростом охвата, начиная с начальных шагов.
Первый – пилотный этап предусматривает формирование трех коридоров BRT, завершение строительных работ по пробивкам ул. Саина и пр. Абая; проектные работы по коридорам второго этапа, развитие метрополитена, проектирование транспортно пересадочных узлов (ТПУ), строительство газозаправочной инфраструктуры.
Затем на переходном этапе (2025– 2026 гг.) намечено формирование 11 новых коридоров, строительство ТПУ, развитие метрополитена.
На завершающем этапе (ориентировочно за 2027–2030 гг.) планируется формирование 28 новых коридоров, переход к полной экологизации подвижного состава, а также завершение основных инфраструктурных мероприятий по формированию транспортного каркаса.
Основной фокус при создании транспортного каркаса направлен на обеспечение модального сдвига. Он означает увеличение доли поездок на общественном транспорте за счет снижения доли передвигающихся на личном автотранспорте. Здесь должны сыграть роль наиболее чувствительные для пассажиров параметры: время в пути, прогнозируемость, минимизация пересадок.
Изначально специалисты полагают, что значимые результаты внедрения транспортного каркаса уже можно ожидать по итогам завершения первых двух этапов его реализации, то есть к концу 2026 года.
К этому времени будет сформирована сеть из 14 коридоров, парк автобусов полностью перейдет на газовые и электрические двигатели, ожидается запуск первой линии ЛРТ, открытие станции метро «Калкаман» и строительство трех ТПУ на западном, северном и восточном направлениях.
В части целей, установленных Программой развития Алматы, ожидается выполнение показателя по увеличению количества поездок на общественном транспорте до 1,7 млн к 2025 году, а к 2026 году – до 1,9 млн человек. Средняя скорость движения наземного городского пассажирского транспорта за счет создания выделенной инфраструктуры должна вырасти с 15 до 25 км ч. При этом за счет внедрения новой регуляторной модели взаимодействия с частными перевозчиками, а также справедливого и разнообразного тарифного меню ожидается сокращение затрат бюджета на субсидирование работы городского транспорта.
По результатам полной реализации мероприятий по внедрению транспортного каркаса, запланированных до 2030 года, доля пользователей общественного транспорта должна вырасти с 32% до 54% за счет соответствующего снижения доли поездок на личных автомобилях. В абсолютных значениях число поездок на общественном транспорте вырастет более чем в 2 раза, до 3 млн поездок в день. Данный показатель обеспечивает достижение стратегических целей, установленных Программой развития Алматы до 2030 года.