Был зафиксирован отход от модели суперпрезидентской республики.
О новых взглядах на Основной закон суверенного государства рассказала исполняющая обязанности заместителя директора по связям с общественностью Института истории и этнологии им. Ч. Ч. Валиханова, историк Аксункар Абдулина, сообщает Vecher.kz.
– Институт истории и этнологии им. Ч. Ч. Валиханова занимается разработкой книги о Конституции РК, расскажите подробнее.
– После обретения государственного суверенитета наша страна интегрировалась в мировое сообщество, благодаря миролюбивой политике выросли авторитет Казахстана на международной арене и интерес к его истории со стороны иностранных граждан. 5 января 2021 года вышла в свет программная статья Президента РК Касым-Жомарта Токаева «Тәуелсіздік бәрінен қымбат» («Независимость превыше всего»), в которой было обращено внимание на необходимость написания краткой истории Казахстана для зарубежной аудитории с новых концептуальных подходов и исторических источников. В этой книге, разработкой которой занимается наш институт, найдут отражение все узловые проблемы развития нашей страны, особенно в период обретения независимости, конституционного строительства.
Казахстанский народ, приняв 16 декабря 1991 года конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан», встал на путь построения демократического, правового и социально ориентированного государства, опирающегося на рыночную экономику и законы конкуренции. Депутатам Верховного Совета предстояло реализовать задачу по разработке новой Конституции уже независимого государства Центральной Азии.
– Если копнуть в историю, можно сказать, что опыт разработки и утверждения Конституции не был новым для Казахстана?
– Да, он имел форму национальной автономии в советский период. Первоначально в 1921 году была создана Казахская Автономная Советская Социалистическая республика в составе РСФСР, Конституция которой была утверждена Постановлением ЦИК КазАССР 18 февраля 1926 года. После завершения индустриализации в 1936 году, когда вклад республики в общесоюзный бюджет и экономический потенциал страны существенно возросли, статус автономной республики был изменен на союзную. 26 марта 1937 года Чрезвычайный X Съезд Советов Казахстана утвердил Конституцию Казахской ССР, носившую при сталинском тоталитарном режиме, как и общесоюзная, ярко выраженный классовый характер, отдавая приоритет правам пролетариата и трудового крестьянства. 20 апреля 1978 года была принята вторая Конституция Казахской ССР, которая, по сути, лишь дублировала декларативные положения Конституции СССР, объявленного общенародным государством развитого социализма, где субъектом власти стал весь народ.
Во всех названных конституционных законах определялись национально-государственное и административно-территориальное устройство республики, компетенция ее высших и местных органов власти и управления, закреплялась неизменность территории. Конституция предоставляла широкий спектр в области прав человека: право на труд, на отдых, жилище (введено в 1978 году), материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности, охрану здоровья и прочее. Были прописаны и политические права граждан – на свободу собраний, митингов, демонстраций, хотя в реальных условиях авторитаризма эти статьи не работали, а противники режима становились диссидентами и преследовались властью, многие становились пациентами психбольниц. Кроме того, Казахская ССР в рамках Союза располагала юридическим правом выхода из федеративного государства, которое имело формальный декларативный характер, и ни одна из 15 союзных республик не смогла им воспользоваться за 70-летнюю историю Союза. Это объясняется тем, что Советский Союз, по существу, был «красной» империей с жестким партийным центром, контролируя все республики, обладавшие всего лишь остаточной компетенцией.
– С приобретением суверенитета наша страна поменяла многие ориентиры, а также фундамент Основного закона. Какие векторы стали ключевыми на заре независимости?
– В условиях суверенитета Конституция РК должна была закрепить новый общественно-экономический строй, форму правления и государственного устройства, а также права и обязанности личности. Первая Конституция Республики Казахстан после общенародного обсуждения была утверждена Верховным Советом РК 28 января 1993 года. Впервые Казахстан стал неотъемлемой частью мирового сообщества, гарантировав соблюдение международного права. Конституция РК 1993 года осталась в истории как Основной закон переходного периода, провозгласив парламентскую республику. В это время еще не был окончательно решен вопрос о системе правления. Верховный Совет продолжал обладать более широкими полномочиями, чем Правительство и Президент.
Вскоре в условиях отсутствия крупных политических партий, жесточайшего экономического кризиса, необходимости осуществления намеченного комплекса рыночных социально-экономических и политических реформ Глава государства взял курс на расширение своих полномочий. Поводом послужил политический кризис в Казахстане в марте 1995 года, который привел к роспуску Верховного Совета и отставке Правительства. Первый Президент Н. А. Назарбаев объявил о проведении 30 августа 1995 года всенародного голосования (референдума) по новой Конституции Республики Казахстан, в котором приняли участие 90% избирателей (8 091 715 человек, из которых более 3 млн участвовали в обсуждении статей Основного закона), при этом 89% проголосовали «за». В первой статье Конституции Казахстан провозгласил себя «демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы». Республика Казахстан объявила себя унитарным государством с президентской формой правления.
Отметим существенные отличия Конституции 1995 года от предыдущей. Во-первых, в преамбуле было отредактировано положение об источнике государственной власти: если в Конституции 1993 года им была самоопределившаяся казахская нация, то в тексте данной Конституции указано: «Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле…»
Во-вторых, утверждается президентская форма правления вместо парламентской. Значительно расширяются полномочия Президента, который занимает центральное место в системе государственных органов Казахстана. Президент избирается посредством прямых выборов при тайном голосовании на пятилетний срок (с 1998 года – на семь лет, с 2007 года – вновь на пять лет). Глава государства получил право единолично, без участия Парламента определять основные направления внутригосударственной и внешней политики, представлять Казахстан как внутри страны, так и на международной арене. Президент был выведен за рамки системы разделения властей и вознесен над ней: конституционная формулировка обязывала его обеспечивать согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность всех органов власти перед народом (статья 40).
В-третьих, был создан двухпалатный Парламент, состоящий из Сената и Мажилиса. Далее с новых позиций были рассмотрены и проблемы собственности – вводилась частная собственность на землю. Кроме того, в Конституции было подчеркнуто, что признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность. Также в Конституции определяется языковая проблема: государственным языком в республике является казахский язык, а русский – языком межнационального общения. Статьи Конституции о языках являются наиболее демократичными среди государств мира, а также СНГ.
– Как показывает история, разные страны по-разному подходили к формированию Основного закона. В том числе нередко принятые новые положения отменялись после смены главы государства или ввиду политических пертурбаций. Мир меняется, и вполне нормально, что фундаментальный закон крепнет и модернизируется под влиянием современных реалий.
– Да, как мы знаем, в Казахстане за время, прошедшее с момента принятия действующей Конституции, изменения и дополнения в нее вносились пять раз. Так, в 1998 году были внесены изменения и дополнения в 19 статей Основного закона. Изменения коснулись сроков и полномочий Президента, депутатов Сената и Мажилиса, был снят предусмотренный ранее верхний возрастной предел для государственного служащего. Кроме того, поправками было предусмотрено, что 10 депутатов Мажилиса избираются на основе партийных списков по системе пропорционального представительства.
Более существенные поправки в Конституцию были внесены в 2007 году. В совокупности их суть сводилась к следующему: переход к пропорциональной избирательной системе; укрепление статуса Парламента за счет введения нормы об утверждении премьер-министра парламентским большинством и процедуры консультаций Президента с партийными фракциями при назначении главы Правительства. Ассамблея народов Казахстана, переименованная в Ассамблею народа Казахстана, была наделена конституционным статусом и получила право делегировать своих представителей в Мажилис и Сенат Парламента согласно установленной квоте. В феврале 2011 года в Конституцию были внесены изменения, направленные на установление конституционных основ назначения и проведения внеочередных выборов Президента страны. В соответствии с поправками 2017 года из компетенции Главы государства были исключены полномочия по изданию законов, указов, имеющих силу законов, и др. Принципиальным нововведением является норма, устанавливающая сложение Правительством своих полномочий перед вновь избранным Мажилисом Парламента. Изменения и дополнения были внесены по вопросам казахстанского гражданства: его лишается лицо, уличенное в террористической деятельности или если оно ведет себя таким образом, что причиняет серьезный вред жизненным интересам этого государства.
– Можно сказать, что самые последние изменения меняют весь курс развития страны?
– После трагических январских событий 5 мая 2022 года Президент РК Касым-Жомарт Токаев подписал Указ «О проведении 5 июня 2022 г. республиканского референдума», на который был вынесен проект закона РК «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан». Это был уже третий в истории страны всенародный референдум.
Суть поправок заключается в отходе от модели суперпрезидентской республики, что выражается в следующих основных положениях: земля и ее недра были объявлены собственностью народа Казахстана, от имени которого ею распоряжается государство; расширение полномочий Парламента, выборы в который будут теперь проходить по смешанной – пропорционально-мажоритарной системе.
Реформа учла ошибки прежней системы, когда в Парламенте доминировала одна партия – «Нур-Отан», переименованная в партию Amanat. Новая система выборов будет стимулировать партии, требования к которым значительно упрощены, к политической деятельности в регионах, одновременно регионы смогут также отправить своих избранников, не вошедших в партийные списки, в главный законодательный орган страны.
Исключаются положения об особой роли и привилегиях Первого Президента, в том числе упоминание о нем как об основателе независимого Казахстана.
На период осуществления своих полномочий Президент не должен состоять в политической партии. Это позволит партиям конкурировать на равных.
Воссоздание Конституционного суда, в который смогут самостоятельно обращаться все граждане страны в отношении статей законов, затрагивающих их права и свободы. Раньше был только Конституционный совет, закрытый для обычных казахстанцев. Теперь правовая защита граждан выросла. Правовое положение и организация деятельности Уполномоченного по правам человека определяются конституционным законом.
За 30 лет независимости суперпрезидентская республика, к сожалению, привела к перекосам в области распределения национального дохода, сверхприбылям семьи Первого Президента и связанных с ним политиков и бизнесменов, низкому уровню законности и соблюдения прав человека, уничтожению политической оппозиции и ее лидеров, разрастанию коррупции на всех уровнях общественной жизни, зачастую к бездействию назначаемых акимов на местах и т. д.
В итоге поправки 2022 года зафиксировали отход от модели суперпрезидентской республики, расширив полномочия законодательной власти согласно концепции «Жаңа Қазақстан» («Новый Казахстан»), которая призвана способствовать продвижению нашего государства по пути дальнейшей демократизации, укрепления гражданского общества, искоренения коррупции и соблюдения прав человека. Перманентно возникающие новые вызовы и угрозы внутренним и внешним аспектам национальной безопасности нашей страны вынуждают к гибкому реагированию, поэтому, я уверена, реформирование Конституции продолжится.
Статья опубликована в № 99 от 27.08.2022 газеты «Вечерний Алматы» под заголовком «Ответ на все угрозы».
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!