Обсуждение возможного повышения НДС касается всех, сообщает Vecher.kz.
Правительство России на фоне растущего бюджетного дефицита, вызванного увеличением военных расходов, вновь рассматривает возможность повышения налогов.
Как сообщает медиапортал Caravan.kz со ссылкой на The Bell, наиболее вероятным вариантом называют увеличение налога на добавленную стоимость,
Окончательное решение пока не принято, однако источники издания отмечают, что альтернатива повышению налогов фактически отсутствует – иначе бюджетный разрыв будет невозможно закрыть. Определиться с параметрами необходимо в ближайшее время: традиционно в конце сентября правительство РФ представляет в Госдуму проект федерального бюджета на следующий год.
«Налоги точно будут поднимать», – сообщил источник издания, отметив, что бюджет обсуждался на совещании у премьера Михаила Мишустина 10 сентября и что его уже надо утверждать.
Сообщается, что НДС могут увеличить с нынешних 20 до 22 % с исключением для социально значимых товаров. Некоторые считают этот шаг «логичным», объясняя, что повышение налогов предпочтительнее, чем рост структурного дефицита бюджета (когда расходы хронически больше доходов) или отказ от бюджетного правила. Еще в августе источник Reuters в правительстве предупреждал: без увеличения налогов «мы просто не сможем свести концы с концами, даже при сокращении оборонных расходов».
НДС – один из главных источников пополнения бюджета Российской Федерации и в 2024 году вместе с налогом на добычу полезных ископаемых обеспечил 70% поступлений. По словам экономиста Олега Буклемишева, у этого налога есть три ключевых преимущества: он приносит самые большие доходы, его легко собирать, а для населения рост не ощущается напрямую, проявляясь через инфляцию.
Хотя главным вариантом называют именно НДС, чиновники обсуждают и другие меры – в частности, повышение налога на прибыль и НДФЛ. Их ставки уже пересматривались в этом году: налог на прибыль вырос с 20 до 25 %, максимальная ставка прогрессии по НДФЛ – до 22. НДС же последний раз поднимали еще в 2019 году – с 18 до 20 %.
Экономисты отмечают, что НДС фактически является налогом на потребление. При его росте бизнес обычно перекладывает новые издержки на покупателей, что ведет к подорожанию товаров и услуг. Центробанк РФ, пытающийся удержать инфляцию в двузначных значениях, рискует получить новый виток роста цен. В августе 2025 года годовая инфляция составила 8,14 %, снизившись с 10,34 % в марте. Для сравнения: предыдущее повышение НДС в 2019 году, по расчетам ЦБ, добавило 0,55–0,7 процентного пункта к годовой инфляции.
Для бюджета России рост НДС может означать до 1 трлн рублей дополнительных доходов в год, или около 0,5 % ВВП. При этом льготы для отдельных категорий товаров, по словам экспертов, будут носить скорее символический характер и ощутимого влияния не окажут.
Вместе с тем увеличение налоговой нагрузки ударит по потреблению и замедлит рост экономики. После двух лет ускоренного развития на фоне военных расходов в 2025 году экономика заметно сбавила темпы: по данным Минэкономразвития, в июле ВВП вырос всего на 0,4% после 1% в июне, а во втором квартале рост составил 1,1% против 1,4% в первом.
По текущему закону доходы на 2026 год запланированы в объеме 41,8 трлн рублей (18,1 % ВВП), расходы – 44,2 трлн (19,1 % ВВП). Но прогнозы выглядят завышенными из-за охлаждения экономики и снижения цен на нефть. Минфин уже скорректировал расчетную цену нефти для бюджета – с 66 до 59 долларов за баррель. Чтобы удержать дефицит в пределах 1 % ВВП, расходы придется сократить на 1,1–1,3 трлн рублей.
Экономист Олег Буклемишев отмечает, что проблема не столько в доходах, сколько в масштабно возросших расходах, которые нечем покрыть. Сложности видны уже сейчас: за январь–август дефицит федерального бюджета достиг 4,2 трлн рублей (1,9 % ВВП), превысив плановые пределы. Поддержка идет за счет резервов Фонда национального благосостояния, но их объем за время войны сократился более чем вдвое – с 8,8 трлн рублей в феврале 2022 года до 3,9 трлн на сентябрь 2025. При сохранении нынешних темпов средств может не хватить.
Остается заимствование, но и этот путь невыгоден: госдолг пока низкий (14,5 % ВВП), однако высокая ключевая ставка делает новые кредиты дорогими, а расходы на обслуживание долга уже достигли 8 % ВВП.
Обсуждение возможного повышения НДС касается всех.
Он выходит за рамки чисто налоговой дискуссии и отражает стратегический выбор, который делает российское руководство: финансировать долгую войну за счет внутреннего потребителя. Повышение ставки затронет не только цены и темпы экономического роста — дополнительная нагрузка фактически перераспределяет ресурсы в пользу бюджета и армии, сокращая возможности домохозяйств и бизнеса. По сути, речь идет о смене экономической модели: от попыток сохранить баланс власти переходят к режиму военного финансирования, где налогоплательщикам приходится платить все больше.