Работа по вопросам реабилитации жертв политических репрессий в Алматы продолжается

Работа по вопросам реабилитации жертв политических репрессий в Алматы продолжается

Член третьей рабочей группы городской комиссии по реабилитации жертв политических репрессий доктор политических наук Алтынай Мухамбедьярова поделилась воспоминаниями сына видного казахстанского партийного и государственного деятеля Садыка Нурпеисова, который, как и миллионы граждан, пострадал от политического террора.



– Сам я отца помню смутно, потому опираюсь лишь на рассказы моей матери – Антонины Алексеевны Нурпеисовой-По­по­вой, папиных друзей – Ч. Артыкбаева, Ф. Булавина и других, а также биографические данные, почерпнутые из статей, написанных о нем в разное время, – говорит средний сын С. Нурпеисова Марат.



За сухими фактами краткой биографии Садыка Нурпеисовича скрывается непростая судьба целой семьи.



Родился он в ауле № 2 Аятской волости Кустанайского уезда в семье батрака. В аульной школе получил начальное образование. В 1918 году участвовал в организации комсомольской ячейки в Кустанае. Служил в рядах Красной армии, затем работал в родном селе секретарем аульного совета, в частях особого назначения ВЧК, был заведующим налогового подотдела исполкома Денисовского уездного совета Кустанайской губернии.



Спустя пару лет Нурпеисов был назначен заместителем секретаря Денисовского уездного комитета РКСМ, позже – начальником Денисовской уездной рабоче-крестьянской милиции.



Три года работал заместителем заведующего организационным отделом Киргизского обкома ВЛКСМ, секретарем по руководству организациями ВЛКСМ в Джетысуйской и Сыр-Дарьинской областях. Затем два года заведовал орготделом Казахского крайкома ВЛКСМ.



В 1927 году Садык Нурпеисов был избран первым секретарем Казахского крайкома ВЛКСМ. Потом были три года учебы в Москве.



В 1931 году его назначили ответственным секретарем Меркенского райкома ВКП(б), в июне 1932-го – вторым секретарем Карагандинского обкома ВКП(б).



– Годы работы в Караганде были связаны прежде всего со строительством Карагандинского каменноугольного бассейна и другими индустриальными объектами. Здесь отца отличала большая трудоспособность и организаторская деятельность, что сыграло свою роль в становлении промышленности Караганды, – комментирует Марат Садыкович.



В 1934 году Садык Нурпеисов был избран вторым секретарем Казахского крайкома ВКП(б). С образованием союзной республики на организационном пленуме, состоявшемся по окончании I Съезда компартии Казахстана 7 июня 1937 года, его избрали вторым секретарем ЦК КП Казахстана.



Позднее он стал депутатом совета национальностей Верховного совета СССР первого созыва. Был председателем мандатной комиссии.



По словам Марата Нурпеисова, вся жизнь его отца была наполнена интересными событиями того времени. Он участвовал в работе XV Съезда ВКП(б), краевых партийных конференций, в V Конгрессе Коммунистического интернационала молодежи.



– Отец вел активную деятельность по интернациональному сплочению молодежи, укреплению дружбы среди представителей различных национальностей, решительно боролся с факторами шовинизма, призывал молодых бороться с этим явлением, – отмечает собеседник.



Когда в стране наступили сталинские репрессии, в газете «Правда» была опубликована статья «На поводу у буржуазных националистов». Автор статьи утверждал, что «партийное руководство Казахстана не разоблачило ни одного сколько-нибудь видного буржуазного националиста, хотя на отсутствие острых сигналов коммунистов ЦК КП(б) Казахстана пожаловаться не может» и прямо обвинял первого секретаря Л. Мирзояна и второго секретаря ЦК КП(б) Казахстана С. Нурпеисова в укрывательстве и защите от разоблачения «врагов народа».



В мае 1938 года Садыка Нурпеисовича освободили от обязанностей второго секретаря ЦК и направили в распоряжение Президиума Верховного Совета СССР в Москву. Почти полгода он ждал нового назначения, продолжая выполнять свои депутатские обязанности, выезжал в Грузию и Якутию для оказания практической помощи местным советам.



– В это время наша семья (мама, старший брат Булат, годовалая сестра Октябрина и шестилетний я) находилась в Тульской области, где ждала вызова отца, – продолжает сын репрессированного. – В первых числах ноября 1938-го, накануне Октябрьского праздника, отец позвонил нам и обещал 8–9 ноября приехать и рассказать о дальнейших планах. Однако встреча так и не состоялась.



Сразу после праздников Садык Нурпеисов был арестован по обвинению в участии в контрреволюционной террористической организации. Несмотря на многочисленные запросы супруги, о его судьбе выяснить ничего не удалось, кроме факта его ареста. Лишь спустя месяцы сестра Антонины Алексеевны Елизавета, работавшая в то время в Верховном суде СССР, сообщила, что отца решением Военной коллегии приговорили к десяти годам лишения свободы без права переписки. Далее она добавила фразу, положившую конец всяким надеждам: «Садыка не жди», – так как десять лет без права переписки означало в то время только одно – смертная казнь.



Садыка Нурпеисова расстреляли в день ареста, 1 ноября 1938 года.



– Прошло более полутора десятков лет, наша семья так и проживала в Тульской области, что в 80 километрах от Москвы. Мы все время надеялись, что правда так или иначе восторжествует. Не верили, что сын батрака, сам бывший батрак, выходец из простого народа мог стать буржуазным националистическим элементом, который ставил бы своей задачей насильственное свержение советской власти в Казахстане и создание буржуазного государства, как гласило его обвинение, – с грустью говорит Марат Нурпеисов.



В ходе следствия государственного деятеля обвинили в организации вредительской контрреволюционной работы в Казахстане по заданию японских эмиссаров. В июле 1956 года та же военная коллегия Верховного суда СССР пересмотрела дело по обвинению Садыка Нурпеисова и постановила: «…приговор военной коллегии от 25 февраля 1939 года в отношении С.Н. Нурпеисова по вновь открывшимся обстоятельствам отменить, и дело за отсутствием состава преступления прекратить». Нурпеисов был реабилитирован посмертно 28 июля 1956 года. Похоронен на Донском кладбище в Москве на территории невостребованных прахов крематория.



В 1969 году одной из улиц райцентра и Аксуской восьмилетней школе было присвоено имя Садыка Нурпеисова.



– Изучив биографию отца, я пришел к выводу, что он всю жизнь посвятил утверждению идеалов демократизации и справедливости, а также той борьбе, которая продолжается и сегодня в нашем обществе. Время неумолимо. Не стало матери, старшего брата, сестры. Остался только я. Очень хочется, чтобы имя отца, деда и прадеда не было забыто в Казахстане, как и имена многих славных сынов нашей страны, – говорит сын С. Нурпеисова.



К слову, Марат Садыкович посвятил свою жизнь развитию юношеского спорта в республике. Внес большой вклад в подготовку выдающихся спортсменов-чемпионов и призеров первенства мира, Европы и Олимпийских игр.



Старший сын Нурпеисова, Булат Садыкович, родился 22 августа 1929 года в российском городе Тула. Окончил сельхозакадемию имени Темирязева, затем – Академию общественных наук при ЦК КПСС, защитил кандидатскую диссертацию. Работал заведующим кафедрой политэкономии в Алма-Атинской партшколе, директором института животноводства и заведовал кафедрой экономики и планирования сельского хозяйства в Казахском сельскохозяйственном институте. Умер 22 марта 2000 года в Алматы.



Дочь Нурпеисова Октябрина Садыковна родилась в 1938 году. Она закончила медицинский институт в Алма- Ате по специальности «фармацевтика». Скончалась в 1965 году.



Статья опубликована в №74 от 17.06.2023 газеты «Вечерний Алматы» под заголовком «Интеллигент из народа». 



 

Ваша реакция?
Нравится
0
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

12:21

11:03

10:38

10:16

10:04

09:36

08:45

18:32

18:21

17:55

17:45

17:39

17:31

17:14

16:56

16:29

16:02

15:33

15:05

14:42

14:19

13:51

13:26

12:58

12:35