Основной причиной является малая представленность уникальных товаров-представителей в онлайн-магазинах.
Основной причиной расхождения данных Galymzhan 2.0 и официальной инфляцией является малая представленность уникальных товаров-представителей в онлайн-магазинах. Такой вывод содержится в исследовании «Система Galymzhan: online-оценка потребительской инфляции в Казахстане», размещенном на сайте Нацбанка РК, сообщает Vecher.kz.
Исследование подготовлено Департаментом денежно-кредитной политики финрегулятора за авторством советника председателя Нацбанка Олжаса Тулеуова и двух экспертов управления макроэкономических исследований и прогнозирования – главного специалиста-аналитика Ержана Ислама и ведущего специалиста-аналитика Ансара Сейдахметова.
«Конечным результатом деятельности системы Galymzhan является построение агрегированного прокси-индикатора инфляции, в данном случае инфляции социально значимых продовольственных товаров. Для иллюстрации текущих результатов системы Galymzhan на рисунке 1 представлены официальная недельная динамика цен на 19 социально значимых товаров, публикуемая Бюро национальной статистики, и еженедельная прокси-инфляция, рассчитанная на основе данных, полученных технологией веб-скрепинга», – отметили эксперты.
В целом, как видно из рисунка, несмотря на высокий размах расчетных значений прокси-инфляции, она в большинстве случаев конвергируется с фактической недельной инфляцией социально-значимых товаров.
«В ходе анализа было определено, что данные с онлайн-магазинов в сравнении с ценами, фиксируемыми классическим методом обследования, имеют тенденцию к более быстрому изменению, что, возможно, связано с высокой оборачиваемостью товаров и отсутствием явных издержек на обновление ценника. Подобное явление в макроэкономике называется «эффектом меню», – отметили аналитики.
При этом темпы роста онлайн-цен в большинстве случаев ниже темпов роста офлайн-цен. Вероятно, данный факт связан с тем, что наличие собственного онлайн-магазина в основном является прерогативой крупных продовольственных сетей, где стоимость конечных продуктов может быть ниже в сравнении с единичными торговыми точками за счет эффекта масштаба.
«Наличие временного лага между онлайн-ценами и ценами, фиксируемыми классическим методом обследования, предоставляет основания использовать показатель, рассчитанный системой Galymzhan 2.0 в качестве опережающего индикатора официальных данных об изменении цен на социально-значимые продукты. На рисунке 2 представлена еженедельная прокси-инфляция, взятая с 10-дневным лагом, и индекс цен на социально значимые продовольственные товары. Дополнительно для снижения визуального шума онлайн-индекс был сглажен семидневной скользящей средней», – подчеркнули авторы исследования.
Вместе с тем по ряду товаров, в частности по овощной продукции, наблюдается некоторое расхождение с официальной статистикой.
«Данный факт связан с малой представленностью уникальных товаров-представителей в онлайн-магазинах (рисунок 3). 15 В дальнейшем по мере расширения системы (добавления новых магазинов и увеличения выборки) ожидается, что дифференциал между данными БНС и Galymzhan 2.0 будет сокращаться», – уверены эксперты.
В качестве примеров региональной разбивки были выбраны города Нур-Султана и Алматы, как города с наибольшим количеством онлайн-магазинов (4 и 8 онлайн-площадок, соответственно).
«При этом в городе Нур-Султане наблюдается сильная зависимость между данными системы Galymzhan и официальными показателями БНС (рисунок 4). В отличие от г. Нур-Султана в г. Алматы наблюдается повышенная волатильность. Так, в предновогодний период (26-27 декабря 2020 года) было зафиксировано резкое повышение цен на большинство продуктов питания», – заметили аналитики.
Возможным объяснением данного повышения цен, продолжили авторы исследования, является возросший спрос вследствие новогодних праздников.
«При этом рост цен отмечается в крупных торговых сетях, в то время как цены на локальных рынках практически не изменились. Таким образом, преимуществом данной системы также является возможность проведения глубокого анализа ценовой динамики в периоды аномального поведения рынков. Так, в настоящее время Galymzhan позволяет отслеживать динамику цен определенных товаров-представителей на полках различных торговых точек», – констатировали эксперты.
В дальнейшем, добавили аналитики, по мере улучшения системы, а именно расширения географической представленности, добавления новых товаров-представителей и увеличения общего количества категорий товаров потребительской корзины ожидается, что конвергенция между индексом, рассчитываемым системой Galymzhan, и официальными данными будет сокращаться.
«А расширенный индекс будет максимально приближен по товарной и региональной представленности к индексу потребительских цен и будет использоваться при построении краткосрочных прогнозов, для целей анализа и принятия решений по денежно-кредитной политике», – резюмировали авторы исследования.
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!