Решение проблем трудовых мигрантов требует комплексного подхода

Решение проблем трудовых мигрантов требует комплексного подхода

Результатами полевого исследования поделился Денис Дживаго, заместитель директора Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности.



– Денис Андреевич, какова миграционная статистика, сколько иностранцев работает в стране? 



– По данным Минтруда и социальной защиты населения РК, на 1 апреля 2021 года по разрешениям местных исполнительных органов на территории страны осуществляют трудовую деятельность 14 794 иностранных гражданина. В Казахстане насчитывается 1641 работодатель, использующий привлечение иностранной рабочей силы. На них работают более 489 тыс. граждан РК, что составляет 97% от общей численности работников. Основные страны исхода трудовых мигрантов: Китай – 3617 человек, Турция – 1490 трудовых мигрантов, Индия – 1098, Великобритания – 947, Узбекистан – 1369. На сезонные работы привлечено 1329 человек. Трудящиеся-мигранты с неурегулированным статусом рассматриваются как правонарушители. По данным МВД и КНБ РК, только в 2021 году было выявлено 21 439 нарушителей правил пребывания в РК среди иностранных граждан, перекрыто 14 каналов незаконной миграции. Большинство мигрантов, получивших трудовой патент в 2021 году, работали в строительной сфере, сельском хозяйстве и предоставлении услуг. Почти половина опрошенных (48%) приехали на заработки одни, 22% – в составе бригады, 17% – с мужем/женой. 





– Какие уполномоченные органы ответственны за регулирование миграционных процессов и соблюдение трудовых прав?



– Контролирование и надзор за внешними потоками миграции и предупреждение торговли людьми возложено на МВД. Комитет миграционной службы и его подразделения в регионах занимаются контролем прибытия в страну мигрантов и визовой регистрационной деятельностью. Ведомство отвечает за легальное нахождение мигрантов, контролирует вопросы временной регистрации; решает вопросы получения иностранными гражданами вида на жительство, гражданства, определение статуса лица без гражданства, регулирует вопросы нахождения мигрантов на территории РК и выдворения из страны за нарушение миграционного законодательства. Занимается борьбой с торговлей людьми, активно сотрудничает в области миграционных вопросов с ОБСЕ, МОМ, ЮНИСЕФ и УВКБ ООН. 

Контроль за соблюдением безопасности и охраны труда, пенсионного и социального обеспечения, занятости и предоставления соцуслуг находится в компетенции Минтруда и соцзащиты населения. На территориальном уровне действуют департаменты по контролю и социальной защите в областях и городах республиканского значения. Госинспекция труда находится в ведении акиматов. Пограничная служба осуществляет контроль и первичную проверку всех мигрантов, въезжающих в страну. Уполномоченный по правам ребенка также реагирует на нарушение прав детей трудовых мигрантов. Комиссия по правам человека при Президенте РК занимается аналитической работой в сфере законодательства, уделяя внимание и проблемам мигрантов. Все их доклады поступают напрямую к Президенту страны, что способствует иници­ированию изменений в законодательстве. Действует Межведомственная комиссия по вопросам борьбы с незаконным вывозом, ввозом и торговлей людьми. 



– Почему при таком количестве контролирующих органов в большинстве случаев трудовые мигранты работают в тяжелых условиях, при которых не соблюдаются ни правила охраны труда, ни техника безопасности? 



– При найме на работу условия труда зачастую оговариваются только устно и никаких трудовых договоров между работодателем и мигрантами не заключается. В Трудовом кодексе РК предусматривается в качестве максимального рабочего времени 40-часовая рабочая неделя и восьмичасовой рабочий день. Мигрантам зачастую не позволяют брать выходные дни. Они, чей статус урегулирован, часто не знают собственных прав, связанных с их трудовой деятельностью и оплачиваемым отпуском, оплатой сверхурочных часов. Им часто выплачивают низкую зарплату с большой задержкой, от нескольких дней до нескольких месяцев; в крестьянских хозяйствах отдельные хозяева оплачивают труд сезонных мигрантов только по окончании сезона. В некоторых случаях работодатели не оплачивают вперед расходы на обустройство трудящихся-мигрантов, а предоставляют им жилье и небольшой участок земли, на котором те могут выращивать овощи для собственного потребления или продажи. В подобных случаях мигранты оказываются в полной зависимости от работодателя, поскольку, если они соберутся уехать до снятия урожая, то не получат заработанной платы. Другие получают только часть оговоренной во время заключения устного договора суммы или вовсе не получают денег. Работодатели используют самые разные средства, чтобы отсрочить выплату или уменьшить выплачиваемую сумму.



Ситуация с безопасностью труда мигрантов обстоит не лучшим образом. Законодательство РК содержит нормы по безопасности и гигиене труда. РК ратифицировала Соглашение СНГ о взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей. Вместе с тем в РК отмечается слабое развитие культуры безопасного поведения на производстве, безответственное поведение работодателей. Трудовые мигранты постоянно сталкиваются с нарушениями их прав: отсутствием регистрации, трудового договора, не соответствующими нормам или эксплуататорскими условиями труда, сложностями к получению социальной юридической защиты, ограниченным доступом к медуслугам. В стране распространена запрещенная законом практика, когда работодатель отбирает у мигрантов их паспорта, в частности, в сферах строительства, обслуживания или домашнего труда. Лишенные документов, мигранты часто бывают вынуждены оставаться у работодателя и работать, не получая зарплаты. 29% респондентов указали, что документы находятся у работодателя, и 59% – об их утере.



Для мигрантов, не имеющих разрешения на въезд или трудоустройство, актуальны защита безопасности и здоровья. Нередко они подвергаются унизительному обращению; элементы рабства, насилия и принуждения в трудовых отношениях часто воспринимаются как норма, а не как нарушения прав человека. Этому способствует готовность трудовых мигрантов под влиянием обстоятельств мириться с рабскими условиями труда. Меры по интеграции трудящихся-мигрантов в местное общество реализуются не очень активно. Трудовые мигранты обладают в РК определенным доступом к услугам в области здравоохранения и образования, но не к системам пенсионного обеспечения и обязательного социального и медстрахования. 



В больших городах Казахстана чаще фиксируются случаи сексуальной эксплуатации, в то время как в провинции – принудительного труда. Жертвами последнего становятся мигранты из ЦА, труд которых используется в сельском хозяйстве, строительстве, добывающей промышленности. Жертвами сексуальной эксплуатации чаще всего становятся женщины-мигранты из Кыргызстана и Узбекистана.



Казахстан – страна с большой территорией и большим рынком труда, транзита. Многие из мигрантов, не попав в Россию по разным причинам, предпочитают остаться в Казахстане, продолжив трудовую деятельность. Эксперты не исключают: из-за ухудшения обстановки и наложения санкций на Россию мигрантам станет невыгодно работать в РФ, и возрастут миграционные потоки в РК. Политические и экономические процессы, происходящие в мире, влияют и на трудовую миграцию. 



– Какие отсюда следуют выводы и рекомендации?



– Важно обеспечить эффективный доступ к услугам в области здравоохранения, образования и к соц­льготам мигрантов и членов их семей; обеспечить эффективное расследование действий, наказание работодателей и посредников, ответственных за нарушения прав мигрантов. Организовать программы подготовки для сотрудников правоохранительных и административных органов по правам мигрантов и иностранцев для недопущения жестокого обращения, вымогательства. Усилить сотрудничество между миграционной службой и инспекцией труда для выявления мигрантов, ставших жертвами жестокого обращения, эксплуатации, принудительного труда или торговли людьми в целях получения экономической выгоды или сексуальной эксплуатации. Усилить систему мониторинга условий труда мигрантов, разрешив представителям инспекции труда совершать частый и незапланированный контроль предприятий, выделив для этого необходимые финансовые средства. Важно выделить трудовой инспекции людские ресурсы для проведения информационных кампаний среди мигрантов касательно их прав вне зависимости от их правового статуса, а также доступных средств правовой защиты, в том числе механизма подачи жалобы в инспекцию труда в случае нарушения прав трудящихся-мигрантов. 



Не обращать внимания на проблемы мигрантов не получится. Решение проблем трудовой миграции в ЦА должно быть общей задачей всех стран региона. 



Статья опубликована в №76 от 22.06.2023 газеты «Вечерний Алматы» под заголовком «У семи нянек».  



 

Ваша реакция?
Нравится
0
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

19:26

18:40

17:57

17:28

16:56

16:30

16:06

15:40

15:13

14:48

14:26

14:03

13:40

13:18

12:53

12:31

12:21

12:09

11:47

11:25

11:03

10:38

10:16

10:04

09:36