Гендиректор РГП «Национальный центр качества дорожных активов» Болатбек Айтбаев на заседании Правительства доложил о работе по экспертизе качества автодорог, сообщает Vecher.kz.
Он сообщил, что по итогам 2024 года предприятием охват экспертизой качества составил по республиканской сети автомобильных дорог 100%, по местной сети 99%. Испытано 47 тыс. проб материалов. Проведено инструментальное обследование и диагностика на 22 тыс. км автомобильных дорог.
«В целом, сравнивая итоги 2023-2024 года, наблюдается положительная динамика улучшения качества автомобильных дорог. Охват местной сети в 2023 году составил 89%, в 2024 году увеличился до 99%. На 16% уменьшилось количество несоответствующих дорожно-строительных материалов и дефектов. Снизились объемы переустройства несоответствующих работ на 5%. За счет среднего ремонта по итогам диагностики ровность покрытия улучшилась на 5%. Указанные показатели дали результат благодаря своевременно принятым решениям», — отметил Болатбек Айтбаев.
Спикер также сообщил, что в целях минимизации человеческого фактора предприятие развивает и внедряет цифровые технологии контроля качества. Одним из таких решений является система автоматического распознавания дефектов дорожного покрытия, основанная на принципах искусственного интеллекта. Это позволило сократить время обработки данных диагностики с 4 дней до 4 часов на каждые 100 км. Предприятием создан единый портал ведомственной экспертизы. Он обеспечивает прозрачность и контроль бизнес-процессов, надежное хранение документов. Портал позволил сократить количество необходимых документов с 15 до 5, время оформления с 3 месяцев до 15 дней и увеличить количество экспертиз в 5 раз.
Внедрена информационная система KazRoadLab, которая отображает все процессы экспертизы качества, а также автоматизирует испытания дорожно-строительных материалов. Данные с оборудования автоматически выгружаются в единую систему обеспечивая прозрачность и исключая человеческий фактор.
Завершается разработка информационной системы «Контроль исполнительной документации» для проектов среднего ремонта. Эта система автоматизирует процессы контроля ведения исполнительной документации и исключает ввод в эксплуатацию объектов без требуемых разрешений.
Генеральный директор РГП «Национальный центр качества дорожных активов» также рассказал и о других предпринимаемых мерах для улучшения работы. В частности, по его словам, в целях полного охвата экспертизой качества автомобильных дорог, разработаны законодательные поправки, которые приняты Мажилисом Парламента.
«Касательно запрета ввода в эксплуатацию объектов при наличии неустраненных замечаний, данная норма введена и уже действует на объектах среднего ремонта. По объектам строительства норма предусмотрена в типовых договорах, параллельно вносятся поправки в НПА», — пояснил Болатбек Айтбаев.
Отмечено, что в части усиления контроля за качеством проводимых работ, приняты следующие меры:
- актуализировано 13 нормативно-технических документов;
- разработаны правила минимального количества испытаний материалов в рамках экспертизы качества, что позволит усилить входной контроль применяемых материалов;
- ведется постоянный мониторинг работы технического надзора. В 2024 году выявлено более 250 нарушений, в результате ГАСК приостановил действие 19 аттестатов инженеров и наложил штрафы на 53 млн тенге;
- открыты испытательные лаборатории в областях Абай и Улытау. Приобретено порядка 200 единиц современного оборудования.
Кроме того, были выделены и проблемные вопросы по мерам повышения качества и пути их решения. В частности, было сообщено, что документации по среднему ремонту не всегда ведутся должным образом. Для устранения этой проблемы вводится система «Контроль исполнительной документации». В этом году планируется пилотное внедрение системы в Карагандинской и Акмолинской областях, а также в городе Астана, а полное внедрение запланировано в 2026 году.
Также в местных акиматах наблюдается нехватка квалифицированных дорожных специалистов. В большинстве случаев заказчиками дорожных объектов выступают сотрудники отделов коммунального хозяйства. Для решения этой проблемы необходимо создать службу консультантов по управлению проектами, состоящую из инженеров-дорожников, в каждом регионе.
Кроме того, в правилах аттестации экспертов технического надзора не предусмотрена специальность «дорожное строительство». Эксперты, работающие в строительстве газовых и нефтяных трубопроводов, гражданских и промышленных объектов, а также в других сферах, имеют право осуществлять контроль на дорожных объектах. Для организации технического надзора в дорожной отрасли на должном уровне предлагается введение специальности «Транспортное строительство».
Ранее сообщалось, что перекрытия республиканских дорог теперь видны в 2ГИС.