Отепберген Хамзаулы – доцент, почетный профессор Казахской национальной консерватории имени Курмангазы, внесший большой вклад в преподавание домбры-примы, шертера и бас-домбры в высших и средних учебных заведениях.
С 1966 по 2006 год работал концертмейстером и солистом в оркестре имени Курмангазы, является одним из основателей ансамбля «Гульдер». Отепберген Хамзаулы одним из первых музыкантов представил трехструнную домбру-приму на сцене.
Музыкой он интересовался с детства. Играл на домбре, мандолине, баяне.
– Когда я поступал в консерваторию, на экзамене сыграл на домбре три кюя Курмангазы: «Балбыраун», «Адай» и «Сары арка», – рассказал «Вечерке» Отепберген Хамзаулы. – Председателем комиссии был Ахмет Жубанов, он тогда спросил, на каком инструменте я хотел бы играть, я ответил, что на баяне. Но набора на баян не было, поэтому в консерватории я сначала учился по классу виолончели, а после армии перешел на приму-добру.
В ходе юбилейного вечера состоялась презентация книги Отепбергена Хамзулы «Өмірі өнерімен өрнектелген» («Жизнь украшает искусство»). Книгу презентовали ее автор, а также директор Казахского национального оркестра имени Курмангазы Медет Ермеккулы и профессор Казахского национального университета имени аль-Фараби, кавалер ордена «Құрмет», почетный президент международного фонда «Ер Жанибек» Максут Темирбаев.
В концерте приняли участие оркестр Курмангазы и солисты – ученики юбиляра Эльвира Жумашева, Рафаэль Битешев, Асыл Садуакаскызы, Нургуль Абылкасымова, Алмас Нартаев, Абылкайырхан Бейсеков, Замзагуль Измуратова и другие. Управляли оркестром поочередно главный дирижер Абылай Тлепберген, обладатель звания «Мәдениет қайраткері» Жексен Айсын, заслуженный артист РК Жалгасбек Бегендиков и Ерлан Бактыгерей.
В программу концерта вошли самые разнообразные произведения. В исполнении оркестра прозвучали знаковые кюи Курмангазы «Серпер», «Адай», «Сары арка», а также знаменитое «Болеро» Мориса Равеля. Солисты познакомили публику с музыкой разных стран – кубинской народной песней «Голубка» в обработке Себастьяна Ирадье и Александра Цыганкова и румынской народной песней «Жаворонок». Интересно в исполнении казахских национальных инструментов прозвучали концерт для домры с оркестром «Вдоль да по речке» Георгия Шендерева, «Интродукция и чардаш» и «Мар дяндя» Александра Цыганкова, «Каприччио» Альбины Репниковой и другие произведения. Также солисты исполняли казахские кюи. Эльвира Жумашева сыграла «Азамат Хожа» Таттимбета, а сын юбиляра – обладатель звания «Мәдениет саласының үздігі» Бибарыс Хамзин исполнил «Хамаң толғау» Қаршыги Ахмедиярова и «Күй аға», написанный его дядей Алдамбергеном Хамзиным.
Помимо учеников Отепбергена Хамзаулы, на сцене выступил приглашенный солист – флейтист Эстрадно-симфонического оркестра акима Алматы Олжас Сатбаев. Он исполнил дуэтом со своей коллегой из оркестра Курмангазы – флейтисткой Асель Алимбаевой, обладателем звания «Мәдениет саласының үздігі», которая к тому же является невесткой юбиляра и супругой Бибарыса Хамзина, «Ноктюрн» Важи Азарашвили.
Не вся концертная программа шла по сценарию, не обошелся вечер и без курьезного случая: после одного из номеров из зала к сцене поспешила пожилая зрительница и, извиняясь перед публикой и артистами, сообщила, что прибыла она из Мойынкума, куда в 1982 году к ним на гастроли приезжал Нургиса Тлендиев со своим музыкальным коллективом, и попросила оркестр сыграть его кюй «Әлқисса». Просьбу почтенной зрительницы удовлетворили: Бибарыс Хамзин снова выступил солистом и заиграл виртуозно этот кюй, а когда грянул оркестр, вступив, в свою очередь, в музыкальный диалог (причем без дирижера), зал громко зааплодировал. Снова настал черед солиста, и его стремительную игру сопровождали подбадривающие выкрики из зала: «Шап, шап!», словно он состязался в конных скачках…
Музыкальные номера перемежались слайдами с приветственными словами и поздравлениями от известных коллег – музыкантов-народников в адрес юбиляра: заслуженного деятеля РК Ерсайына Басыкара, заслуженной артистки Республики Татарстан Гузель Мухаметдиновой, народного артиста России Александра Цыганкова и других.
Русская домра и казахская прима-домбра очень похожи друг на друга и на мандолину, поэтому произведения, написанные для одного из этих инструментов, можно легко адаптировать к другому.
– Видите, у меня в руках домра, которую в Казахстане называют домброй-примой, – сказал в своем видеообращении автор многих произведений для домры профессор Российской академии музыки имени Гнессиных Александр Цыганков. – Мы с вами этому инструменту и обучению на нем отдали всю свою жизнь. И мне очень приятно в этот день сказать вам теплые слова. Мы с вами «примачи» и искренне любим свой инструмент.
Александр Цыганков пообещал приехать в Казахстан осенью и с большим удовольствием лично поздравить Отепбергена Хамзаулы с юбилеем. В этот раз ему не удалось присутствовать на торжестве из-за председательства в экзаменационной комиссии вуза. Александр Цыганков пожелал юбиляру появления на казахской земле молодых талантливых исполнителей на прима-домбре.
Статья опубликована в №72, от 25.06.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Служение приме".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!