Лауреат театральной премии «Золотая маска» режиссер Галина Пьянова, как правило, предлагает зрителю постановки, где динамичное действие накладывается на драматический подтекст. Поставленная на большой сцене Государственного академического русского театра для детей и юношества имени Наталии Сац драма «Над кукушкиным гнездом» по произведению американского писателя Кена Кизи не стала исключением.
Историю о том, как рубаха-парень пытается избежать наказания за связь с «малолеткой» и отсидеться в психиатрической лечебнице, Кен Кизи рассказал в 1962 году. Герой романа стремится изменить устои больничного пребывания – эту сюжетную линию восприняли как метафору битники и хиппи, и произведение стало их настольной книгой, а экранизация романа режиссером Милошем Форманом «Пролетая над гнездом кукушки» принесла всемирную популярность произведению.
Сегодня спустя фактически 60 лет после написания история не потеряла своей актуальности – сопротивление человека бездушной системе по-прежнему в числе насущных тем.
Еще до начала спектакля постановщики создали в зале атмосферу Америки начала 1960-х. Входящих в зал зрителей встречали герои спектакля – санитары лечебницы, а на стилизованных под черно-белые телевизоры экранах демонстрировалась хроника американской жизни середины минувшего века. К слову, такой прием Пьянова использует не впервые. Так, в постановке «Осенняя соната», идущей на сцене Театра Лермонтова, публику также встречали герои, а радио перед началом действия транслировало новостную повестку
1970-х годов. Эти режиссерские ходы позволяют настроить зрителя на подходящую волну.
Главную мужскую роль в спектакле исполнил лауреат премии «Сахнагер-2017» Никита Коньшин. Его Рэндл Патрик Макмерфи получился дерзким, находчивым и очень подвижным – прекрасная физическая форма позволяет актеру находиться большую часть представления в движении и удивлять зрителей акробатическими трюками. К слову, как отмечает сама Галина Пьянова, сегодня в Театре юного зрителя собрался сильный мужской состав, актеры готовы к выполнению серьезных задач – в физическом и драматическом плане, что ярко подтвердил спектакль. Как и Никита Коньшин, другие актеры густонаселенной постановки много и акробатически ловко двигаются.
Образ главного героя меняется по ходу действия. Если в начале это лицедей, стремящийся превратить пребывание в психиатрической лечебнице в веселое развлечение, бунтарь, рискнувший противостоять порядкам лечебницы, то в итоге это трагическая фигура, человек, к которому приходит понимание, что он оказался в безвыходной ситуации. Никита Коньшин, по-видимому, легко справляется с режиссерской задачей, убедительно воплощая все ипостаси своего образа. Можно предположить, что роль Рэндла станет этапной в карьере этого талантливого артиста.
Антитезой, противником и партнером Рэндла Макмерфи в постановке выступает сестра Рэтчед, которую играет заслуженная артистка Казахстана кавалер ордена «Құрмет» Ольга Коржева.
Актриса воплотила образ диктатора больницы, где все, включая пациентов и медицинский персонал, существуют по ее правилам. Ольга Коржева – многоплановая актриса, которая не раз доказывала, что способна создавать самые разные образы – от комедийных до глубоко драматических.
В спектакле «Над кукушкиным гнездом» она исполнила роль жесткой, бескомпромиссной женщины, чей характер закалили жизненные обстоятельства. Ее прямая спина, уверенный шаг и начальственный голос буквально гипнотизируют обитателей палаты, и даже местный доктор находится под ее каблуком. Роль доктора Спайви исполнил лауреат премии «Еңлікгүл-2014» Юрий Гнусарев, он сыграл человека, глубоко страдающего от гнета медсестры, но по слабости характера не способного противостоять ей.
Нельзя не отметить исполнительницу, чье появление на сцене привносит в спектакль особую ноту. Роль одной из медсестер, а также роль бабушки индейского вождя Бромдена (Салим Балгазин) исполняет заслуженная артистка Казахстана кавалер ордена «Достык» II степени и российского ордена Дружбы Татьяна Тарская.
Постановкой «Над кукушкиным гнездом» Галина Пьянова бросила своеобразный вызов устоявшимся стереотипам, так как фильм Милоша Формана по сей день признан одной из самых удачных экранизаций всех времен, а роль главного героя Рэндла Патрика Макмерфи считается одной из лучших в карьере Джека Николсона. К слову, то же самое можно сказать и о бергмановской «Осенней сонате», которую Галина Пьянова поставила на сцене Театра Лермонтова.
Но театр и кино при всем своем родстве все же разные виды искусства, и Галина Пьянова в очередной раз доказывает, что сценическое искусство, творящееся на глазах зрителя здесь и сейчас, способно глубоко взволновать.
Статья опубликована в №119, от 02.10.2021 газеты "Динамичная драма".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!