Молодые алматинские ювелиры сочетают в своих работах традиции и современность.
В этом можно убедиться, ознакомившись с экспозицией авторских украшений в Музее Алматы. Она стала итогом конкурса молодых ювелиров, организованного в рамках программы «Рухани жаңғыру». Участие в творческом соревновании могли принять молодые люди в возрасте от 18 до 35 лет. Свои умения и навыки можно было продемонстрировать в номинациях «Национальное наследие» и «Современное искусство». Одним из требований было то, что украшения мастера должны были сделать за полтора месяца.
– Этот конкурс – наша идея, которую с энтузиазмом поддержали в городском офисе «Рухани жаңғыру», – говорит заместитель руководителя Алматинской палаты ремесел Дамили Жанашева. – К сожалению, ювелирному искусству сегодня у нас уделяется не так много внимания, и очень зря. С помощью этого конкурса мы хотим показать всем, в каких направлениях сегодня работают молодые специалисты и, конечно же, поддержать их.
О конкурсе рассказали в социальных сетях. На призыв принять в нем участие тут же откликнулись более двадцати человек. Однако до финала дошли лишь десять. Работы каждого претендента оценивало жюри, в состав которого вошли опытные ювелиры, педагоги Казахской национальной академии искусств имени Темирбека Жургенова и Алматинского колледжа декоративно-прикладного искусства имени Орала Тансыкбаева, а также искусствоведы Музея Алматы.
Судьи отметили высокий уровень работ всех финалистов и были удивительно единодушны в определении тройки лучших молодых ювелиров, которые получили денежные награды.
Первое место заняла Мадина Нурпеисова. Если кому-то кажется, что ювелир неженская профессия, то это уже давно не так. По словам пресс-секретаря Алматинской палаты ремесел Ирины Волковой, сегодня в ярмарках изделий ручной работы участвует все больше представительниц прекрасного пола, которые занимаются ювелирным искусством. Мадина Нурпеисова – одна из них. Причем работы этого мастера очень самобытны, что и привлекло внимание судей. Ее изделия предназначены не для того, чтобы стать частью женских нарядов, они сами по себе уже произведения искусства.
– Вполне можно сказать, что это новый подход к созданию ювелирных украшений, – говорит представитель судейской коллегии, кандидат искусствоведения, профессор КазНАИ имени Темирбека Жургенова Светлана Шкляева. – В работах использовано серебро, его дополняет бирюза. В них гармонично сочетаются дань истории, национальным традициям и современный язык ювелирного дизайна. В набор входят большие асимметричные серьги и кулон. На них изображены древние сюжеты охоты, встречающиеся в петроглифах Казахстана сакской эпохи. Поверхность серебра покрыта живописной патиной. Этот прием тоже отсылает нас к древности.
Второе место занял Султан Куаныш. Он также в своих работах умело сочетает народные ювелирные традиции и собственный взгляд на их развитие в современном искусстве. Использует в украшениях не только серебро с позолотой, но и жемчуг, с которым у казахских женщин ранее было связано поверье: если надеть украшение из жемчуга и обратиться к Луне – высшие силы подарят ребенка.
– Жемчуг был высочайшим символом сущности духовного в средневековом ювелирном искусстве Востока, – рассказывает Светлана Шкляева. – Украшения Султана Куаныша отличает тонкая филигранная работа.
Третьего места удостоился Махамбет Жаракат, сделавший оригинальную подвеску в национальном стиле и кольцо на два пальца – құдағи жүзік, которое раньше согласно казахским традициям на свадьбе в подарок получала сваха. Впрочем, сегодня такое украшение стало трендом. Его носят модницы не только в Казахстане, но и во многих странах мира.
Кроме призовых мест, особое внимание члены жюри обратили на работу Айбека Муканова. Он единственный, кто представил на конкурс мужской набор, выполненный из различных материалов. К сожалению, по общему мнению судей, мастеру нужно еще совершенствовать свое мастерство и поработать над стилистикой украшений.
– Это хорошо, когда есть куда расти. Очень хочется, чтобы этот конкурс стал ежегодным. Ювелирное искусство в Казахстане развивается с древних времен и по сей день. Об этом обязательно надо говорить, – подчеркнула Светлана Шкляева, подытожив краткую экскурсию по выставке.