Транспортники Алматы в I квартале 2025 года нарастили объемы перевозок

Транспортники Алматы в I квартале 2025 года нарастили объемы перевозок Фото Кайрата КОНУСПАЕВА

Развитие транспортных артерий и своевременные объемные перевозки играют важную роль в экономике и благосостоянии граждан, сообщает Vecher.kz.

Согласно информации Бюро нацстатистики АСПиР Республики Казахстан, за I квартал 2025 года по республике всеми видами транспорта перевезено 269,6 млн тонн грузов, что на 13,9% больше, чем за январь–март прошлого года. Общий грузооборот составил 137,5 млрд т-км (рост на 14,3%). Осуществлены перевозки 442,5 млн пассажиров (+12,7%), пассажирооборот составил 20,7 млрд п-км (+14%).

Доходы предприятий Казахстана от перевозок за I квартал 2025 года составили 1 трлн 595,83 млрд тенге, а от Алматы в общую копилку поступило 179 млрд 932,9 млн тенге. Из данной суммы на перевозки пассажиров приходится 314,03 млрд тенге (Алматы – 106 млрд 42,2 млн тенге). По этим показателям Алматы является безусловным лидером по стране. В региональном разрезе увеличение грузооборота также отмечено в Астане (27%), Атырауской (37,7%), Павлодарской (28,8%), Мангистауской (26,5%) областях и еще в десяти регионах. Кроме Алматы пассажирооборот увеличился в Шымкенте (10,5%), Алматинской (2,3 раза), Мангистауской (57%), Атырауской (36,9%) областях, а также еще в девяти регионах РК.

Секторальная картина

Традиционно наибольшие объемы перевозок приходятся на железнодорожный транспорт, которым перевезено 111,3 млн тонн грузов, что на 14,9% больше уровня января–марта 2024 года. Грузооборот составил 83,7 млрд т-км (+10,3%), перевезено 4,7 млн пассажиров (снижение на 8,2%), пассажирооборот составил 3,6 млрд п-км (уменьшился на 5,4%).

Автомобильным и городским электрическим транспортом перевезено 71,36 млн тонн грузов (+7,8%). Отмечено увеличение грузооборота автотранспорта на 58%, а перевозка пассажиров и пассажирооборот выросли на 13,1% и 30,6% соответственно.

Трубопроводный транспорт обеспечил доставку 85,8 млн тонн грузов (+17,7%), грузооборот составил 42,8 млрд т-км (+14,5%). Морским и прибрежным транспортом перевезено 1020,0 тыс. тонн грузов (рост перевозок грузов на 56%), грузооборот – 478,4 млн т-км (+21,4%). По воздушным линиям за январь–март перевезено 3,3 млн пассажиров (+2,2%), пассажирооборот достиг 6,7 млрд п-км (+4,6%).

Рост показателей

Транспортники Алматы стабильно входят в группу передовиков по объемам перевозок. Грузооборот всех видов транспорта за январь–март текущего года составил 5 млрд 643,8 млн т-км (с учетом оценки объема грузооборота индивидуальных предпринимателей, занимающихся коммерческими перевозками), или 114,5% к I кварталу 2024 года. Пассажирооборот всех видов транспорта составил 5 млрд 296,4 млн п-км (+23,4%).

По железнодорожным маршрутам доставлено 3,97 млн тонн грузов, грузооборот – 3 млрд 354 млн т-км, перевезено 474,43 тыс. пассажиров (+51,3%). Пассажирооборот вырос более чем в 2,5 раза – 458,7 млн п-км. Доходы железнодорожников Алматы в I квартале 2025 года составили 24,65 млрд тенге. 

Алматы значительно опережает другие регионы по перевозкам пассажиров автомобильным и городским электрическим транспортом (более 25%). В мегаполисе данным видом транспорта перевезено 3 млн 377,69 тыс. тонн грузов. Совершены перевозки 116,44 млн пассажиров, а по доходам предприятий в данном секторе на Алматы пришлось 17,62% от странового объема (70,5 млрд тенге).

Как и ранее авиаторы Алматы остаются лидерами по сравнению с другими регионами и обеспечивают более половины объемов воздушных перевозок. Грузооборот воздушного транспорта Алматы составил 10,34 млн т-км (+21,5%) и перевезено 3,63 тыс. тонн грузов (+6,5%). По воздушным путям перевезено 1 млн 354 тыс. пассажиров (более трети странового показателя), а рост составил 16,3%. Пассажирооборот по Алматы – 2,77 млрд п-км (+24,3%). Доходы предприятий РК от авиаперевозок составили 188,74 млрд тенге, а от города в общую копилку поступило 84,78 млрд тенге.

Выход на международные линии

О перспективах развития транспортного сектора «Вечёрке» рассказала экономист, ассистент-профессор кафедры «Транспортные услуги и бизнес» ALT University Айкун Ахметжанова.

– Для экономики любой страны транспортная отрасль играет ключевую роль, а во время пандемии роль транспорта и логистики проявилась достаточно сильно. Сегодня с учетом глобальных факторов, включая международные конфликты, санкционные потрясения, роль развития альтернативных, наиболее скоростных и безрисковых транспортных коридоров – еще более усилилась, – говорит спикер.

Для Казахстана важно участие в международных транспортных коридорах (МТК), которые упрощают, ускоряют и удешевляют перемещение товаров через границы, увеличивая объемы экспорта и импорта. 

МТК – это артерии глобальной экономики, которые обеспечивают движение товаров, способствуют развитию торговли, интеграции и экономическому росту. 

– Говорить о снижении транзита по Казахстану после введения санкций против наших соседей нельзя. Наоборот, данные санкции увеличили стратегическую и экономическую роль нашей страны как ключевого транзитного узла. Ранее традиционные логистические маршруты между Азией (Китай) и Европой чаще осуществлялись через Северный коридор. Сейчас многие международные компании стали искать новые маршруты из-за введения санкций против России. Поэтому возрастает роль Транскаспийского международного транспортного маршрута, или Среднего коридора. Данный маршрут проходит из Китая через Казахстан (Каспийское море, а именно порты Актау и Курык), далее следуют Азербайджан, Грузия, Турция и наконец Европа. Этот маршрут позволяет обходить Россию, и здесь Казахстан является ключевым звеном, однако его развитие зависит от инвестиций в инфраструктуру, которая позволит устранить узкие места. 

Если смотреть на этот вопрос с точки зрения показателей, то наблюдается рост контейнерных перевозок. По данным КТЖ и Министерства транспорта РК, объем грузоперевозок по данному маршруту составил 2,76 млн тонн в 2023 году, что на 65% больше, чем в 2022 году. Многие эксперты опасаются снижения роста перевозок из-за инфраструктурных ограничений, которые могут сдерживать темпы. Если рассматривать общий объем транзитных перевозок всеми видами транспорта, то здесь также наблюдается рост.

Кроме того, для РК чрезвычайно важно наличие нескольких транспортных, можно даже сказать, альтернативных транспортных коридоров, включая самый важный – по выводу грузопотоков из РК к морским портам Китая (программа «Один пояс – один пусть») в рамках программы возрождения Шелкового пути. В этом имеется необходимость как для товаров из Казахстана, так и для транзитных грузов, – полагает Айкун Ахметжанова.

Ваша реакция?
Нравится
0
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

16:30

15:41

14:42

13:45

12:47

11:52

10:57

10:00

21:48

21:03

20:45

19:08

18:50

18:00

17:39

17:31

17:24

17:23

17:15

17:09

16:54

16:38

16:25

16:11

15:57