Учебник, который говорит с ребенком на одном языке – Меруерт Каирова

Учебник, который говорит с ребенком на одном языке – Меруерт Каирова Из личного архива Меруерт Каировой

Кандидат филологических наук, доцент Меруерт Каирова с коллегами создали УМК по русскому языку для 4 класса, который станет надежным помощником детям в классе и дома, который будет вдохновлять и учить не бояться ошибок, а учиться с удовольствием.

 — Меруерт Калиевна, как началась работа над этим учебно-методическим комплексом?

Проект стартовал после того, как Министерство просвещения Республики Казахстан утвердило новую образовательную программу. В рамках этой программы издательство Arman-PV инициировало создание комплекса по русскому языку для 4 класса и пригласило нас в качестве авторского коллектива. Мы понимали, что речь идет не просто о новом учебнике, а о содержательном обновлении всего подхода к обучению. Над созданием учебника работала команда опытных педагогов и методистов как Динара Аринова, Маржан Сахимзадина, Алтынай Қожабаева и Гулнара Жомартова. Все авторы имеют значительный практический и научный опыт в области начального образования.

 — Чем нынешние дети отличаются от тех, для кого писались предыдущие учебники?

Сегодняшние дети — визуальные, мобильные, быстро воспринимающие информацию. Они живут в среде, где знания подаются в яркой, доступной и разнообразной форме. Поэтому учебник должен не отставать от реальности. Мы хотели, чтобы ученику было с ним не только удобно, но и интересно работать. Чтобы он чувствовал: содержание — про его мир, его язык, его интересы.

 — Что входит в состав УМК?

Учебно-методический комплекс включает две части учебника, рабочие тетради, методическое руководство и электронный учебник. Цифровая версия дополнена аудио- и видеоматериалами, а также интерактивными заданиями, которые помогают сделать обучение более гибким и адаптированным к разным формам уроков.

Мы стремились к тому, чтобы каждый компонент УМК усиливал обучающую функцию. Рабочие тетради расширяют содержание учебника, а методическое руководство даёт учителю готовые сценарии уроков и инструменты для адаптации материала. Электронный формат открывает дополнительные возможности: можно прослушать диалог, выполнить задание онлайн, повторить материал в удобное время.

 — Какие подходы вы использовали в содержании?

Мы строили структуру на четырех основных видах речевой деятельности — аудировании, чтении, письме и говорении. Особое внимание уделили формированию читательской грамотности: ребёнок не просто читает текст, а учится понимать, анализировать, делать выводы. Задания включают логические задачи, работу с высказываниями, вопросы на размышление. Мы ввели активные формы работы: парную и групповую, задания на обсуждение и творческое мышление, логические задачи. Также авторы учебника акцентировали внимание учителей на развитие читательской грамотности у учащихся начальной школы.

 — На каких темах сосредоточено содержание учебника?

Темы подобраны так, чтобы быть близкими и значимыми для ребенка. Мы говорим о семье, природе, профессиях, традициях, культурных ценностях. Это не оторванные от жизни тексты — это разговор о том, что окружает ребенка каждый день, что формирует его взгляд на мир. Мы даем их в контексте реальных диалогов, рассказов, мини-исследований. Через тексты дети учатся рассуждать, высказывать своё мнение, задавать вопросы. Это позволяет развивать речь неформально, без заучивания.

 — Какие сложности вы испытали при создании учебника?

Работа по написанию учебника требует большой ответственности. Нужно учитывать возрастные особенности, соответствие программе, интересы ребенка, логику подачи материала. Мы не раз пересматривали формулировки, отбирали примеры, перерабатывали задания. Все должно быть на своем месте — и слово, и картинка, и структура урока. Программа требует строгости, структуры, логики. А реальность — это живой ребенок с разным уровнем подготовки, с разными интересами. Хочется, чтобы материал был доступным, но не упрощённым, интересным, но не перегруженным. Постоянно приходилось ставить себя на место и ученика, и учителя.

 — Как вы оцениваете результат?

Я верю, что нам удалось создать учебник, который действительно будет помогать ученикам начальной школы осваивать язык с интересом. В наших учебниках основной материал сопровождается интерактивными элементами, цифровыми ресурсами, игровым обучением с ИИ, что дает возможность расширять возможности обучения. В учебном процессе основным инструментом  обучения остается учебник. Поэтому мы стремились к тому, чтобы учителю было удобно работать, а ученику — хотелось учиться. Издательство Arman-PV обеспечило качественное сопровождение на каждом этапе — и редакционно, и технически, и методически. Это большая совместная работа, в которой каждый шаг был продуман. И если учебник поможет ребенку почувствовать уверенность в себе — значит, мы все сделали не зря.

 — Какой отклик вы лично хотели бы услышать от детей и учителей?

Наверное, самый ценный отклик — это когда учитель говорит: «С этим учебником удобно работать», а ребенок — «Мне интересно». Все, что мы делали, мы делали ради этого. Мы хотим, чтобы учебник стал надежным помощником в классе и дома, чтобы он вдохновлял и учил не бояться ошибок, а учиться с удовольствием.

Ваша реакция?
Нравится
2
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

18:11

18:00

17:42

17:23

17:15

17:00

16:41

16:21

16:02

15:40

15:21

15:02

14:42

14:23

14:04

13:46

13:26

13:21

13:17

12:58

12:40

12:27

12:21

12:16

12:02