Учиться всю жизнь: о новых возможностях для казахстанцев рассказала профессор

Учиться всю жизнь: о новых возможностях для казахстанцев рассказала профессор facebook/Madina Ashilova

Как отмечается в отчете Всемирного экономического форума, в скором времени 44% навыков, которые сотрудники должны выполнять на работе, изменятся благодаря быстрому технологическому прогрессу. 85 миллионов рабочих мест закроют из-за роботизации, но этот же процесс простимулирует появление 97 миллионов новых рабочих мест. Из чего следует, что люди, которые однажды получили образование и больше не обновляли знания, вряд ли смогут успешно развиваться в изменившемся мире. Чтобы адаптироваться в новых условиях, им понадобится такой навык, как обучение в течение всей жизни, или Lifelong Learning.



Что он подразумевает и какие возможности открывает для казахстанцев, рассказала в интервью Vecher.kz ассоциированный профессор КазУМОиМЯ им. Абылай хана Мадина Ашилова.



– Мадина Серикбековна, что означает lifelong learning и почему он столь важен сегодня?



– В современной философии образования мы считаем lifelong learning – обучение в течение всей жизни – одним из главных образовательных трендов XXI века. Впервые его употребили в 1968 году в материалах генеральной конференции ЮНЕСКО, когда говорили о необходимости внедрения непрерывного обучения. В последние годы об этом формате образования говорят и пишут очень много.  




Важно это потому, что время стремительно несет нас вперед. Каждый виток технологического прогресса качественно меняет жизнь и крайне важно успевать адаптироваться, меняться в ногу со временем. К сожалению, до сих пор не все это понимают.




Так, журналистика сегодня и журналистика 20 лет назад – это словно две разные вещи. В 2006 году, когда я впервые устроилась работать на телеканал «Хабар» в редакцию утренней программы, я с удовольствием перенимала у мэтров телевидения их опыт и знания. Тогда они казались мне звездами, ведь телевидение было самым влиятельным и самым популярным видом СМИ.



Но время шло. Уже спустя несколько лет широко распространился интернет, появились Google, Facebook, Instagram и многие другие новые способы коммуникации. Конечно же, наша жизнь изменилась… Работу журналистов начали выполнять блогеры, которые быстрее освоили интернет-пространство и приобрели сотни подписчиков в сети.



Я не раз наблюдала с грустью, как профессиональные журналисты сокрушались работе этих блогеров. Они отмечали, что у них нет ни соответствующих знаний, ни опыта, у многих – еще и этики, чтобы писать на злободневные темы. Впрочем, ситуация такова и по сей день. Но они в разы популярнее и, соответственно, мнение их весомее. Многие профессиональные журналисты до сих пор продолжают работу в традиционных СМИ, тех, что медленно вымирают.




За 20 лет мы начали отграничивать понятия «традиционные» (телевидение, газеты, радио) и «новые медиа» (в интернет-пространстве), подчеркивая, что эра первых уже отживает, а вторых только начинается. Выход для традиционных СМИ, конечно, есть – конвергироваться, переходить в онлайн, бороться за аудиторию во всемирной паутине. Но много ли успешных примеров подобной конвергенции?




Осознание неминуемых перемен и меня заставило меняться. Я тогда была шеф-редактором телеканала «Алматы». Мы готовили очередное утреннее шоу. Наша редакция состояла почти из 40 человек. Было еще шесть гостей, которые специально к прямому утреннему эфиру приехали в пять утра.



На шоу мы потратили почти сутки. Монтаж сюжетов, встреча гостей, написание сценариев, подготовка ведущих, работа режиссеров в прямом эфире – это все крайне энергозатратно, хоть и выглядит обычным в эфире ТВ.



После очередного выпуска, глубоко выдохнув, я села отдохнуть и написала небольшой блог в Yvision. На следующий день получила рейтинг нашего эфира. Восемь тысяч человек просмотрели наше шоу. Всего восемь тысяч. Я так расстроилась.




Открыла Yvi – мой блог, который я написала за 15 минут – просмотрело 40 тысяч. В пять раз больше, хотя я совершенно никаких усилий не прикладывала, а просто выразила свое мнение по злободневной теме. Это окончательно убедило меня в том, что нужно меняться.




Мне всегда было интересно самой попробовать снимать или монтировать. Но на традиционном ТВ не разрешали, утверждая, что люди годами учатся на операторов и режиссеров, и это дело нешуточное.



Тогда я решила поехать в другую страну. Выбрала США. Первую стажировку прошла в университете Джорджии, на базе телеканала CNN в 2016 году, а еще через некоторое время, в 2022 году, – в Техасском университете на базе телеканала KBTX.




Американские профессора подарили мне камеру, обучили профессиональной съемке и монтажу. Я была приятно удивлена, что это оказалось совсем несложным и интересным делом. В разное время на таких кратких курсах я научилась не только снимать на фото- и видеокамеру, но также управлять дроном, снимать под водой экшн-камерой, работать с электронным стабилизатором, делать инфо- и видеографики. Сегодня я сама записываю звук и монтирую в программе Adobe Premier Pro. То есть делаю то, что на обычном ТВ делает целая команда людей.




Мультимедийные навыки – одни из ключевых навыков будущих журналистов и сегодня с этим уже сложно поспорить. Были курсы и по сторителлингу, и работе в соцсетях в разных университетах мира, и лидерские навыки в Институте глобальных лидеров университета Гонконга. Конечно, и курсы по языкам. Сначала английский, теперь осваиваю китайский.



Все полученные знания стремлюсь передать и студентам КазУМОиМЯ имени Абылай хана, которые учатся у нас на кафедре международных коммуникаций. Я всегда подчеркиваю, что постоянно учиться и развиваться – это важный элемент успеха. И я думаю, это не только в журналистике и медиа, но и в любой другой сфере жизнедеятельности человека.



– Молодым людям легче выработать привычку постоянно учиться. А что вы можете сказать относительно старшего поколения? Могут ли они продолжить обучение?



- Конечно. Обучение нужно рассматривать как процесс, который постоянно происходит с нами в результате взаимодействия с другими людьми и с окружающим миром. Так, Аллен Таф, канадский педагог и исследователь, утверждает, что почти 70% учебных проектов планируются самостоятельно. То есть каждый может обучаться самостоятельно и только тому, что для них действительно важно. Университеты создают условия, люди же – выбирают себе подходящее обучение.




Так, к примеру, при поддержке нашего университета КазУМОиМЯ имени Абылай хана в Центральной городской детской библиотеке имени Бегалина в Алматы функционируют курсы английского языка для людей старше 60 лет. Проект называется «Старость в радость» и успешно обучает языку 50 человек.




Крайне много курсов есть и в онлайн сфере, которые через разные платформы предоставляют мировые университеты. И нигде я не видела ограничений по возрасту, лишь бы желание было.



– Рынок труда за последние 30 лет сильно изменился. Многократная смена профессии стала таким же привычным явлением, как и работа в одной сфере еще 100 лет назад. Но какие навыки особенно нужны, на ваш взгляд?



– Хороший вопрос. Обычно мы думаем, что технологический прогресс означает, что нам нужно быстрее адаптироваться к технологическим инновациям, но это не совсем так.



Компаниям нужна не только техническая помощь, но и интеллектуальная ловкость. Проведенный Strada Education Network анализ более 36 миллионов объявлений о вакансиях, резюме и социальных профилей показывает, что наиболее востребованными навыками являются лидерство, коммуникабельность, умение проводить исследования, грамотное письмо и умение решать проблемы. В сочетании с техническими знаниями эти уникальные человеческие навыки сохранятся и будут еще более актуальны в будущем.




Работники, которые постоянно учатся, более конкурентоспособны на рынке труда и с меньшей вероятностью будут отставать перед лицом автоматизации и меняющейся рабочей среды.




Еще я заметила, что многие люди учатся на протяжении всей жизни, потому что им просто это нравится. Исследования показали, что обучение на протяжении всей жизни хорошо влияет на самореализацию человека.  



– А каким бывает непрерывное обучение, есть определенные виды?



– Существует много способов участвовать в обучении на протяжении всей жизни. Все зависит от целей и потребностей. Вот некоторые примеры.



Есть формальное обучение на протяжении всей жизни, которое происходит в университетах и научных организациях, как, например, в нашем университете, который предлагает массу образовательных программ и курсов.



Есть самостоятельное обучение, как, например, онлайн-курсы, которые помогают добрать знаний по своей профессии. Такие курсы предоставляют Coursera, Универсариум, Открытое образование, Хан академия и многие другие образовательные онлайн-площадки.




Элементами непрерывного образования также считаются практические занятия и семинары на рабочем месте, тренинги, семинары и конференции, спонсируемые профессиональными ассоциациями, TED Talks, YouTube, подкасты, журналы, статьи, книги и блоги, связанные с профессиональной сферой, а также общение с другими профессионалами и наставниками, которые помогают оставаться в курсе тенденций, влияющих на профессиональную область. Как видим, вариантов очень много.




– Есть ли минусы у такого обучения?



– Единственный серьезный минус – это то, что люди перестают ценить фундаментальное университетское образование и стремятся заменить его краткосрочными онлайн-курсами. Они думают, что всем нужным навыкам и знаниям можно обучиться онлайн и в удобное для них время. Но образование так не работает.




Проблема настолько серьезна, что в философии образования, говоря о будущем, мы выделяем модель высшего образования без университетов. Университеты могут исчезнуть, их могут заменить открытое онлайн-образование и краткосрочные курсы. И это будет большой ошибкой.




– Почему?



– Потому что задача университетов не столько в том, чтобы обеспечить студентов нужными знаниями, навыками и умениями, сколько в том, чтобы воспитать компетентную и гуманную личность, обладающую фундаментальными знаниями и креативным, экологичным мышлением.




Ни один краткосрочный курс не выполняет задачу воспитания, социализации личности, адаптацию к жизни, не формирует ценностей, не способствует всестороннему развитию. Это делает университет. И поэтому очень важно не предать забвению фундаментальное университетское образование и понимать, что онлайн-курсы – это лишь прекрасное дополнение, но никак не замещение вузовского образования.




Поэтому в КазУМОиМЯ имени Абылай хана, предлагая разносторонние и полноценные образовательные программы, мы всегда заботимся о том, чтобы поддерживать наших студентов и не только на время их обучения в университете. Мы советуем им актуальные курсы и тренинги для повышения квалификации, держим с ними связь на протяжении многих лет, приглашаем на дискуссии, круглые столы и другие мероприятия со студентами.



Все это позволяет им оставаться в курсе событий и раз за разом повышать свою осведомленность и понимание происходящих в нашей сфере событий. В свою очередь, они приносят новые знания и нам, становятся образцами для обучающихся студентов.



Как видите, элементы непрерывного обучения всегда были, но сегодня им уделяется больше внимания, чем когда-либо. Ведь наша задача, как наставников и педагогов, быть проводниками молодой когорты журналистов в изменчивом мире, помогать им адаптироваться и развиваться. А это значит, что и мы сами не должны сидеть на месте. Постоянно обучаться новым знаниям и навыкам – сегодня это и наш девиз, педагогов. 



– Мадина Серикбековна, благодарю вас за содержательное и интересное интервью.  

Ваша реакция?
Нравится
0
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

18:10

17:56

17:48

17:36

17:01

16:42

16:24

16:07

15:48

15:32

15:29

15:12

14:53

14:35

14:17

13:39

13:21

13:06

13:04

12:47

12:39

12:28

12:13

11:59

11:47