В Алматы в знак поддержки современного искусства в стране прошла презентация одежды казахстанского бренда, кастомизированной работами современных художников Стаса Агапитова и Диас-Али Касымова.
Стас Агапитов и Диас-Али Касымов – авторы картин, ставших частью дизайна капсульного сета одежды казахстанского бренда HOWE.
Пространство Efes Art Space оказывает поддержку Стасу, Диас-Али и другим молодым казахстанским художникам в распространении их имен и творчества через интеграцию в брендовые магазины.
В молодежную капсулу вошли рубашки, джинсы, свитшоты, бомберы, панамы, кеды, шоперы, разрисованные художниками или прошитые аппликациями из ткани. Куратор проекта Ольга Веселова отмечает: «Работы Стаса Агапитова представляют собой набор различных сюжетов и стилей. Здесь есть и переосмысление фигуративной живописи, и абстракция, и экспрессивная живопись. Диас-Али создает свои работы, вдохновившись наследием американского художника Жан-Мишеля Баския. Изучению тайн Баския через свое собственное творчество и посвящены работы Диас-Али».
Что интересно, оба автора родом из Жамбылской области, откуда потом переехали в Астану, а познакомились осенью прошлого года в Алматы, когда приняли участие в проекте Efes Art Space Award.
– Я с детства рисую, в 2019 году переехал из Тараза в Астану, поступил в Евразийский национальный институт, потом бросил учебу, нужно было работать, оплачивать жилье и так далее, поэтому искусство отошло на второй план, но желание рисовать никогда не покидало меня, – рассказал «Вечёрке» Стас Агапитов. – Когда работал официантом в ресторане, рисовал на салфетках. Всегда, когда мне было скучно, я рисовал, но профессионально этого не делал и людям не показывал. Мне всегда интересно было наблюдать за художниками, и в 2019 году, листая Instagram, я решил: может, тоже попробую. Создал свою страницу, купил холсты, краски и начал выкладывать работы в «Инсту».
Благодаря соцсетям творчество Стаса Агапитова стало узнаваемым. Осенью прошлого года стартовала первая выставка, автором которой был Стас. Вслед за ним выставился Диас-Али Касымов, а дальше последовали две экспозиции других победителей проекта. Кастомизация одежды стала для Стаса и Диас-Али наградой за победу.
– Мы работали независимо друг от друга, нужно было успеть за месяц подготовить капсулу, но для меня этого времени было мало, ночами не спал, – говорит Стас. – Вот эту сумку я вчера в отеле доделывал. Нам предоставили одежду, обувь и остатки ткани, лоскутки. Например, сшили эту сумку, а лоскутки я использовал для украшения. Наклеил их и сдал в ателье, они прошили. Эта куртка – импровизация, что-то вообще в конце наклеивал. Детали на этих панамках у меня в картинах есть. Закругленные узоры похожи на казахский орнамент, а квадратные – на современную абстракцию.
Своим работам он дает названия после того, как заканчивает их, потому что пишет картины интуитивно, сразу на белом холсте, не делая заранее эскизы. Одна из них называется «На пути в рай».
– Я примерно понимал, что будет, хотел сделать два образа влюбленных, а по ходу дела все добавляется само – надписи и так далее. У этого образа есть выбор – уйти или остаться в аду, – поясняет автор.
На всех работах Стаса значатся слова Janym, Love. На вопрос, почему, он отвечает:
– Я везде добавляю «жаным», просто мне нравится это слово, его звучание, даже в картине есть оно. Я думаю, каждому казахстанцу нравится это слово. «Любовь», «душа» у меня на разных языках.
Художник говорит, что на разрисовку одежды у них с Диасом-Али ушло много акриловой краски, потому что ткань сильно ее впитывает. При надлежащем уходе за этими вещами их качеству ничто не угрожает. Стирать следует мягким моющим средством, желательно жидким, при температуре 30 градусов.
Диас-Али на презентации капсульного сета одежды не присутствовал, в тот день он уже было сел в самолет, чтобы лететь в Алматы, но воздушное судно по техническим причинам вынуждено было вернуться в аэропорт, а следующим рейсом художник не успевал прибыть вовремя, поэтому с ним мы пообщались по телефону.
– Диас-Али, каким образом на ваше творчество повлиял Жан-Мишель Баския?
– Дело было в мой день рождения, 6 марта 2021 года. Я переписывался с другом, и он мне посоветовал посмотреть фильм о Жан-Мишеле Баския, художнике, который жил в Америке в 80-х годах и стал очень популярным. После этого фильма я в тот же день стал рисовать. «Баския» – это художественный фильм, который снял его друг в память о нем.
– Вы до этого дня умели рисовать?
– В школе я увлекался граффити, стрит-артом, а потом меня занесло совсем в другое русло, поступил в вуз на специальность «транспортная логистика», но это был не мой выбор. По специальности я не стал работать, понял, что это не мое. С 2016 года работаю в кинотеатре, начинал с контролера, киномеханика, инженера. К 24 годам я понял, что хочу стать художником. Сейчас мне 25 лет. Искусство для меня как отдушина. Когда начинаю рисовать, то не знаю, что из этого выйдет. Мне интересно импровизировать. Потом, глядя на свою работу, понимаешь, что это связано с детством, ты видишь свой внутренний мир, творчество становится лекарством для души.
– Стасу нравится слово «жаным» и проявления чувства любви в творчестве, а что вас интересует?
– В основном, религия, философия – время, любовь, все бесконечное, которое в итоге приводит к смерти. Чтобы жить вне времени, бесконечно, нужно оставить после себя какое-то наследие. В шоуруме висит моя картина с двумя королями, в которой показаны две мои ипостаси – Диас и Али, один хочет искусством заниматься, а второй желает быть обученным человеком, поэтому идет разъединение. Два короля комбинируются и создают что-то новое.
Статья опубликована в №50 от 20.04.2023 газеты «Вечерний Алматы» под заголовком «На пути в рай».
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!